Комментарий Начальника управления клиентских отношений для газеты "Ведомости"

Комментарий Начальника управления клиентских отношений для газеты "Ведомости"

Россияне все чаще идут за финуслугами в интернет

Интерес к получению кредитов онлайн возрос на треть, а к покупке полисов автострахования – вдвое

В 2020 г. значительно вырос интерес россиян к кредитам, кредитным картам, ипотеке и онлайн-оформлению полисов ОСАГО и каско, свидетельствуют результаты исследования финансового маркетплейса «Сравни.ру». В ходе исследования аналитики маркетплейса изучили трафик на сайте с 8 млн активных пользователей в месяц.

Запросы на кредиты, как показало исследование, в нынешнем году выросли на 30,3% по сравнению с прошлым. Аналитики выделяют две волны роста такого интереса: с конца марта по начало апреля и с конца сентября по начало декабря. Увеличилась и медианная запрошенная сумма кредита. В этом году она варьировалась от 200 000 до 300 000 руб., тогда как в прошлом году запросы находились на уровне от 150 000 до 200 000 руб. Правда, при росте спроса заметно снизилось количество одобрений кредитов. Особенно низкие значения были зафиксированы в апреле и мае – 9 и 11% соответственно.

Эксперты считают скачки спроса на кредиты в моменты обострения кризиса вполне естественными. «Многие люди внезапно потеряли работу и из-за пандемии не смогли оперативно найти новую, поэтому они были вынуждены прибегать к потребительским кредитам до момента выхода на новую работу», – отмечает Иван Лонкин, начальник управления клиентских отношений СДМ-банка.

Интерес россиян к кредитным картам, по данным «Сравни.ру», вырос на 102%. Пик пришелся на начало марта, когда в Москве был введен пропускной режим, из-за чего спрос на кредитки увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. в 4–8 раз. Аналитики «Сравни.ру» объясняют это заботой граждан о получении дополнительной «подушки безопасности» на время самоизоляции и на случай потери работы. «Сыграло свою роль и то, что из-за закрытия банковских офисов в период карантина гражданам было сложно продлить свои карточные продукты с истекшим сроком и они переориентировались на банки, которые обслуживают клиентов в дистанционном режиме, – рассказывает аналитик «Фридом финанс» Валерий Емельянов. – Кроме того, многие россияне перешли к сберегательной модели поведения. Они стали более пристально следить за кэшбэками, бонусами и прочими опциями, которые помогают экономить деньги. Кроме того, многие открывали кредитные карты «про запас», чтобы были быстрые деньги под рукой на черный день».

Запросы на ипотеку выросли на 212%. Здесь причина очевидна – реализация льготных государственных программ и собственные программы банков. В то же время, как показывает исследование, начиная с августа, несмотря на выгодные условия, интерес населения к ипотеке стал снижаться и в первых числах декабря показатели почти достигли прошлогоднего уровня. «Рынок заметно перегрет в плане цен, особенно в части малогабаритных квартир, поэтому никакой выгоды пониженная ставка уже не несет, – комментирует Валерий Емельянов. – При этом доля онлайн-заявок в общей массе ипотечных сделок в среднем по рынку составляет меньше трети, поэтому цифровым каналам продаж ипотеки еще есть куда расти. На стыке двух этих трендов – падающего спроса и перехода ипотечников в онлайн – рынок цифровой ипотеки будет расти в следующем году темпами от 40 до 60%».

Но больше всего выросли онлайн-продажи полисов автострахования: прирост по ОСАГО составил 88,7%, по каско – 90,5%. По словам директора по развитию страхового бизнеса «Сравни.ру» Александра Крайника, одним из главных факторов роста спроса на ОСАГО стало разрешение властей на оформление полисов без прохождения диагностики автомобиля. В результате в апреле был поставлен исторический рекорд по полисам электронного ОСАГО – их доля в общем объеме продаж «Сравни.ру» увеличилась более чем на 10%. Не менее важным стало и введение персонализированной цены на полис ОСАГО в начале сентября. «Раньше страховые компании должны были устанавливать единый тариф на весь регион, – объясняет Крайник. – Расчетная величина тарифов была усредненной, и получалось так, что «хорошие» водители платили за «плохих». А в сентябре страховые компании получили возможность устанавливать базовый тариф индивидуально. Страховщики стали активнее бороться за продление полисов и использовать для этого ценовой фактор – люди стали получать более выгодные предложения».

Всплеск интереса к каско во второй половине года эксперты связывают с реализацией отложенного спроса, накопившегося за время весеннего карантина. Согласно исследованию «Ингосстраха» и Финансового университета при правительстве РФ, число автовладельцев, которые планировали купить полис каско в ближайшие месяц-два, в апреле упало на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более глубокого провала этого рынка удалось избежать за счет продления ранее заключенных договоров, отмечают авторы исследования. Однако уже в мае интерес к страхованию каско начал восстанавливаться, и по состоянию на октябрь количество автовладельцев, готовых купить или продлить полис каско, на 40% превысило показатель лета прошлого года. Высокую долю электронных полисов в продажах эксперты связывают с запуском многими компаниями пролонгации договоров и заключением новых онлайн.

По оценкам экспертов, в этом году свыше половины всех полисов автострахования (каско, ОСАГО, ДСАГО) будет продано в интернете. Вслед за этим прогнозируется замедление прироста. «Двукратного увеличения объемов продаж за один год мы уже не увидим никогда. Вероятнее всего, в следующем году темпы роста снизятся до 20–30% и вне онлайн-каналов останется порядка 35–40% всего рынка. Еще через год темпы прироста могут составить умеренные 15–20%, но полностью офлайн-сегмент не исчезнет еще много лет», – считает Емельянов. 

Распечатать