Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Раскрытие информации для регулятивных целей ||| Устав и внутренние документы «СДМ-Банк» (ПАО) ||| Эмиссионные документы ||| Годовые отчеты ||| Финансовая отчетность ||| Сообщения о существенных фактах ||| Ежеквартальные отчеты эмитента ||| Список аффилированных лиц
 
Распечатать страницу
20.08.2007
Бурное развитие банковской розницы в России сместило акценты технического развития банкинга. "Лицом" кредитной организации становится банкомат
ИНОСТРАНЦЫ КОНСТАТИРУЮТ: НИГДЕ банкоматы с функцией cash-in (прием денег) не пользуются таким спросом, как в Москве. Они востребованы жителями столицы - во всяком случае теми трудоголиками, которые предпочитают пересидеть дорожные пробки в офисе. Часто у них общение с банками происходит поздним вечером или ночью, а с учетом того, что на всю Москву - менее десятка круглосуточных банковских офисов, обращаться приходится именно к банкомату.
Ситуация апробирована одним из авторов этих строк. Из двух кредитов, взятых в Ситибанке и Росбанке, один он погашает исправно, а по второму постоянно возникают задержки платежей. Причина проста: у "Сити" есть на Тверской круглосуточный банкомат cash-in, а у Росбанка - нет. А поскольку выбраться из офиса удается, чаще всего, ближе к полуночи, то, соответственно, "Сити" получает платежи более регулярно.

До чего дошел прогресс

"БАНКОМАТЫ делают теперь практически все что угодно! Осталось только научить их расстилать перед клиентом ковровую дорожку" , - смеялся в кулуарах проходившей в середине мая в Милане конференции-выставки банковского оборудования представитель крупного российского банка. Но через минуту уже неожиданно серьезно этот же человек говорил кому-то: "Делать-то они делают, но теперь перед нами стоит другой вопрос: что им делать дальше? Какие функции будут реально востребованы?"
Это серьезная проблема банковского розничного бизнеса. Современные банкоматы - высокотехнологичные и многофункциональные машины - действительно "ради денег" способны на многое. Так, по словам начальника управления банковских карт банка "Агроимпульс" Ольги Трифоновой, оборудование нового поколения помимо стандартных функций внесения/снятия наличных, получения информации по остаткам на счетах и формирования выписки позволяет проводить платежи за использование сотовой связи, Интернета, спутникового телевидения и оплачивать коммунальные услуги. Для этого банкомат может принимать наличные или списывать средства с банковской карты. Некоторые аппараты позволяют обменивать валюту.
Основной смысл эволюции банкоматов - снижение кредитными организациями затрат на развитие сетей и содержание персонала. По оценке экспертов, если на формирование полноценной филиальной сети в России требуется около четырех-пяти лет, то при создании развернутой "паутины" банкоматов можно уложиться в год-два. Да и стоимость обслуживания оборудования можно снизить до минимума - с учетом русской смекалки. В филиале одного известного российского банка как-то сломался банкомат - порвался резиновый пассик, соединяющий два колесика на одном узле аппарата. Находчивые техники починили его за пять минут, соединив детали... резиновым кольцом от презерватива. По их словам, пришлось как раз впору, а качество резины оказалось даже выше, чем у пассика.

Платить по-русски

В РОССИИ первые многофункциональные, или попросту "умные" , терминалы появились еще пять лет назад и из банковских отделений "шагнули" на автозаправочные станции. Сейчас такие навороченные аппараты можно встретить где угодно, от фитнес-центра и аэропорта до холла клиники пластической хирургии. "Подобные банкоматы, несмотря на их дороговизну, окупаются быстрее обычных, поскольку набор таких функций, как обмен валюты и пополнение карточного счета, позволяет банкам получать дополнительную прибыль за счет доходов от конвертации и комиссионных" , - объясняет начальник управления пластиковых карт Собинбанка Андрей Фролов.
Банкоматы российских кредитных организаций теперь даже превосходят по количеству функций своих "коллег" из Европы. Там "меню" большинства терминалов беднее - как правило, все ограничивается функцией выдачи наличных, возможностями перевести средства с одного счета на другой, оформить конвертный депозит и просмотреть баланс. "В Европе лучше развиты другие виды автоматических сетей, например платежные терминалы, - говорит директор по прямым продажам компании "Диболд Селф-Сервис СНГ" Алексей Колачев. - Массу мелких платежей можно осуществить, к примеру, в интернет-кафе, пользуясь функциями онлайнового банкинга".
Однако петь дифирамбы техническому прогрессу российского банкинга специалисты не спешат. Слишком уж тяжело даются нашим соотечественникам попытки освоения многофункциональных терминалов.
Понять смятение обывателя, оказавшегося один на один с таким железным монстром, нетрудно. Например, в московских аэропортах люди стараются не обращаться к автоматическому обменнику валюты. Во-первых, многие не хотят или не успевают разобраться, как им пользоваться, а во-вторых, за несколько минут до вылета самолета куда надежнее поменять деньги в окошке банка, чем ждать мастеров в случае поломки терминала.
Банкиры стараются работать над ошибками, стремясь облегчить взаимопонимание между клиентами и "шибко умными" банкоматами. "Совершенствование устройств самообслуживания в плане удобства и понятности "общения" с ними клиентов - важное направление развития, - рассказывает начальник управления технического обеспечения Московского банка реконструкции и развития (МБРР) Евгений Кошелев. - Создаются удобные интерфейсы, выводятся на экраны банкоматов обучающие видеоролики, внедряется функция "платежный помощник" , способная запоминать реквизиты последних платежей и вызывать эту информацию нажатием одной кнопки".
Однако надежность техники все же небезупречна. И зачастую это осложняет отношения между банком и клиентом. Как-то ночной сервис Ситибанка дал сбой. Два часа ночи, Тверская, вестибюль ситибанковского офиса. Банкомат проглотил конверт с деньгами (погашался кредит) и вдруг выдал на экран надпись: "Извините, операция невозможна, заберите вашу карту". Какова реакция нормального человека? Правильно: нагнуться к щели аппарата и посмотреть, что случилось с конвертом. Карта при этом остается в приемнике. Клиент нагибается, а в этот момент наверху раздается щелчок, банкомат съедает пластик и показывает новое сообщение: "По истечении такого-то времени ваша карта заблокирована".
По счастью, рядом висит телефон - кажется, вот оно, спасение, но бесстрастный голос автоинформатора разбивает все надежды: "Введите, пожалуйста, 16-значный номер вашей карты". Той самой, которая осталась в аппарате...
Из Ситибанка позвонили через месяц. Комизма ситуации клиент так и не понял. Впрочем, деньги вернули.

Почем домик для мышки?

ЭКСПЕРТЫ отмечают, что по количеству и сложности операций, совершаемых с использованием инновационных разработок, сегодня лидируют банкоматы далеко не самых больших кредитных организаций - "Петрокоммерца" , Москомприватбанка, Собинбанка, Мастер-банка.
Но их сети невелики, куда больше устройств у крупных розничных банков - "Сбера" (9, 6 тыс. ), "Уралсиба" (более 1, 3 тыс. ), "Русского стандарта" (более 1 тыс. ), Балтийского банка (свыше 900), ВТБ 24 (более 600), Росбанка (свыше 500), Международного московского банка (более 400), УРСА-банка (более 350), Ханты-Мансийского банка (свыше 300). Этим структурам прежде всего приходится обслуживать клиентов-"зарплатников" , а тем требуется лишь снятие наличных, в дополнительных услугах владельцы зарплатных карт, как правило, не нуждаются. У крупных многофилиальных банков таких клиентов достаточно много, и разбросаны они по всей стране.
Но создание инфраструктуры для выгодных зарплатных проектов (с их помощью удается привлечь корпоративных клиентов) влетает банкам в копеечку - масштабная сеть терминалов требует определенных вложений. Покуда в России производство аппаратов не налажено, отечественные банки вынуждены импортировать дорогую западную технику. Сегодня на 1 млн. населения в России приходится 138 банкоматов, в континентальной Европе - свыше 600, в Британии - 800, а в США - более 1 тыс.
На отечественном рынке присутствуют банкоматы трех производителей: Diebold, NCR, Wincor Nixdorf. И если стоимость обычного банкомата составляет $15-17 тыс. , то многофункциональные аппараты могут обойтись в $60 тыс. Поэтому неудивительно, что доля банкоматов, отличающихся от стандартных, в нашей стра