Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Раскрытие информации для регулятивных целей ||| Устав и внутренние документы «СДМ-Банк» (ПАО) ||| Эмиссионные документы ||| Годовые отчеты ||| Финансовая отчетность ||| Сообщения о существенных фактах ||| Ежеквартальные отчеты эмитента ||| Список аффилированных лиц
 
Распечатать страницу
25.06.2015

 Известия| Экономика | Анастасия Алексеевских| 

Счета и операции чиновников ускользают от Центробанка

Банкиры просят Центробанк изменить правила контроля за операциями чиновников и их родственников, так как нынешние требования регулятора финансисты считают невыполнимыми

Счета и операции чиновников ускользают от Центробанка

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Банкиры не могут следить за счетами российских чиновников, иностранных публичных должностных лиц, представителей публичных международных организаций, а также их родственниками и просят Центробанк внести изменения в Указание регулятора, которое обязывает кредитные организации контролировать счета и операции этих категорий клиентов. Об этом говорится в письмах руководителей двух банковских объединений — Национального совета финансового рынка (НСФР) и Ассоциации российских банков (АРБ), — адресованных председателю Банка России Эльвире Набиуллиной (есть у «Известий»). Согласно новой редакции 375-П, банки должны выявлять госслужащих/членов их семей среди получателей денежных средств от их собственных клиентов (граждан и компаний). Выяснять, занимает ли получатель денег от его клиентов государственный пост/является родственником чиновника, банк должен еще до совершения трансакции. Если операция вызывает у банка подозрения, он должен незамедлительно сообщить об этом в Росфинмониторинг.

Речь идет об Указании Банка России от 17 марта нынешнего года (№ 3601-У «О внесении изменений в приложение к Положению Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которое предусматривает расширение перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, используемый при осуществлении банками внутреннего контроля для борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Действовавшая ранее редакция указания (375-П от 2 марта 2012 года) была гораздо мягче. Она требовала, чтобы банки, в которых открыты счета российских или зарубежных госслужащих, отслеживали расходные операции по этим счетам, а также поступления на них. Изменения в 375-П фактически ввели тотальный банковский контроль за чиновниками и их родственниками, его цель — выявлять источники поступлений денежных средств на счета госслужащих и их «чистоту».

Банкиры считают новацию невыполнимой: у них нет возможностей идентифицировать клиентов сторонних кредитных организаций, которым отправляется платеж, а также доподлинно установить, является ли кто-то из них чиновником/его родственником. По словам финансистов, новые требования 375-П невыполнимы, даже если клиенты будут сообщать банкам ФИО получателей денег. Чтобы вычислить госслужащего, этих сведений недостаточно, уверяют банкиры. 

НСФР и АРБ предлагают разные способы решения проблемы. По логике НСФР, ЦБ вообще должен отменить новое требование к банкам.

«Участники финансового рынка, будучи заинтересованы в надлежащем исполнении требований Положения № 375-П, просят Вас рассмотреть возможность внесения подготовленных НСФР совместно с участниками финансового рынка изменений, направленных на исключение необходимости осуществлять выявление операций, связанных с лицами, не являющимися клиентами, представителями клиентов и (или) выгодоприобретателями клиентов кредитной организации», — говорится в письме на имя главы Центробанка.

АРБ предлагает ЦБ создать список российских и зарубежных госслужащих, членов их семей и направить его кредитным организациям (такой список поможет банкам идентифицировать получателей средств от их клиентов). Или, как предлагает президент АРБ Гарегин Тосунян, ЦБ должен рекомендовать банкам перечень общедоступных источников информации, которые можно использовать для выявления чиновников.

ЦБ пока не отреагировал на обращения банковских объединений.

Банковский антикоррупционный контроль за чиновниками ведется в России более 2 лет. 1 января 2013 года вступил в силу закон о контроле за соответствием расходов лиц, занимающих госдолжности, их доходам (230-ФЗ). Он ввел контроль за финансовыми операциями лиц, занимающих госдолжности. Помимо президента и премьер-министра, это также депутаты, сенаторы, аудиторы Счетной палаты, судьи Верховного и Конституционного судов, руководители ряда ведомств — Генпрокуратуры, Центробанка, Центральной избирательной комиссии и др. В список попали и члены совета директоров ЦБ, лица, занимающие должности, определяемые президентом, в госкорпорациях и представители публичных международных организаций. Также под контроль попали близкие родственники таких лиц (супруги, дети, родители, дедушки, сестры и пр.).

Во исполнение 230-ФЗ ЦБ разработал указание 375-П, обязавшее банки, в которых открыты счета участников списка, отслеживать операции по ним. Также были приняты поправки в «антиотмывочный» 115-ФЗ, по которым банки стали уделять повышенное внимание всем трансакциям с участием лиц из списка, а также регулярно обновлять сведения о них (не реже раза в год). 

— Новация вводит фактически дублирующий контур, поскольку банк чиновника — получателя денег уже и так выявляет его операции и сообщает о них в Росфинмониторинг, — говорит председатель НСФР Андрей Емелин. — Дополнительное обременение банков увеличивает их непрофильные расходы (в год банки тратят на борьбу с отмыванием десятки-сотни миллионов рублей, этот показатель с учетом новации вырастет). Другие итоги от новации — снижение экономической эффективности банков, удорожание банковских услуг для граждан и организаций. При этом, к сожалению, нет никаких оснований полагать, что введение рассматриваемого требования позволит существенно повысить эффективность антикоррупционной политики государства.

Санкции за неисполнение указания ЦБ — штраф в размере 0,1% минимального уставного капитала банка (сейчас — 300 млн рублей), а также ограничение отдельных операций на срок до 6 месяцев.

Представители Росфинмониторинга уверяют, что у банков, несмотря на жалобы, есть все возможности исполнить закон.

— Информация о чиновниках и их родственниках содержится в декларациях об их доходах и расходах, размещаемых на сайтах ведомств, фондов и госкорпораций, — рассказал «Известиям» замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный. — Банкам достаточно проанализировать эту информацию (она не безгранична). Кроме того, по иностранным чиновникам есть коммерческие ресурсы. Кто из банков хочет работать, тот работает. Снижение антикоррупционного градуса невозможно, так как противоречит национальным интересам и международным требованиям.

Зампред Локо-банка Андрей Люшин сетует, что для выполнения новой редакции 375-П банки будут вынуждены проверять вообще все операции в пользу третьих лиц и набирать под это дополнительный штат сотрудников.

По словам начальника юридического управления СДМ-банка Александра Голубева, действующее законодательство РФ не позволяет банкам требовать от отправителей денег всей идентифицирующей информации по получателям средств.

— То есть банки даже при максимальной добросовестности клиента-отправителя денег не могут проверить получателя, — говорит Голубев. — Это может быть исправлено только общей базой от ЦБ для банков. Либо можно дать право банкам требовать у плательщика паспортные данные получателя. Но это совсем абсурд.

Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрия Амвросиева считает, что перекладывать функции контроля за операциями чиновников и членов их семей в рамках антикоррупционной борьбы  не совсем корректно.

— Банк в данном случае исполняет роль инструмента по сбору информации. Анализ же данных о клиентах, которых идентифицировали как чиновников, должен идти на уровне Росфинмониторинга, и именно в этом ведомстве должны аккумулироваться сведения, собранные со всей банковской системы РФ. Что касается переводов за рубеж, то определенные сложности по идентификации получателя есть. Но это вопрос дополнения существующих списков в рамках 115-ФЗ списком лиц, необходимых для мониторинга. Например, в Европе определение politically exposed person (PEP) введено уже давно и подобные списки существуют, в том числе и списки российских чиновников. Понятно, что в данном вопросе играет главную роль государственная безопасность при обмене подобной информацией, но это вопрос уже межгосударственных договоренностей, - говорит он.

Зампредседателя НСФР Александр Наумов сомневается, что в ближайшее время появятся какие-либо официальные списки в помощь банкам.

— Банки могут пользоваться только внутренними процедурами и коммерческими списками, — говорит Наумов. — Эта практика применяется широко в западных банках.
ЦБ не ожет отменять требование закона, основанное на рекомендации FATF. Контроль за чиновниками идет в тренде государственной программы по противодействию коррупции.



Источник публикации: http://izvestia.ru/news/587898#ixzz3e3XTz9WN