Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Раскрытие информации для регулятивных целей ||| Устав и внутренние документы «СДМ-Банк» (ПАО) ||| Эмиссионные документы ||| Годовые отчеты ||| Финансовая отчетность ||| Сообщения о существенных фактах ||| Ежеквартальные отчеты эмитента ||| Список аффилированных лиц
 
Распечатать страницу
15.04.2015

Известия  |  Экономика   |  Анастасия Алексеевских  

Центробанк зафиксировал бум поддельных исполнительных листов

Регулятор заставил банки звонить клиентам и проверять подлинность таких документов

Перед взысканием средств со счетов клиентов по исполнительным листам банки должны убедиться в подлинности этих листов, при этом они обязаны предупреждать клиентов о списании. Об этом говорится в письме за подписью первого зампреда Центрального банка Алексея Симановского, направленном участникам рынка (копия есть у «Известий»). По словам источника, близкого к ЦБ, внимание регулятора к этой проблеме обсуловлено тем, что в текущий кризис в разы участились случаи направления в банки поддельных исполнительных листов.

С 2012 года по закону об исполнительном производстве банки должны незамедлительно — в течение одного рабочего дня — блокировать счета должников после получения от судебных приставов исполнительного листа, для обращения взыскания на деньги должников. Медлительные банки могут быть оштрафованы на сумму до 1 млн рублей. Если у банка есть сомнения в подлинности листа или достоверности его содержания, у банка есть 7 дней на проверку — такую поблажку ЦБ дал банкам в прошлом году, так как стало больше поступать повторных листов и листов с ошибочными сведениями, а банки несут ответственность за необоснованные списания по ст. 856 Гражданского кодекса (должны вернуть клиенту средства с процентами по ключевой ставке ЦБ). Отчитываться о проделанной работе перед приставами банки должны в течение трех дней после получения документов. До 2012 года у банков было на арест счетов три дня, что создавало почву для злоупотреблений: должник мог за это время перевести деньги на другой счет.

Новая модификация регулятором практики работы с исполнительными листами вызвана всплеском мошенников. Подход ЦБ теперь в том, что банки должны подтверждать информацию, указанную в документах на взыскание от приставов, непосредственно у своих клиентов.

— Подделки в рамках исполнительного производства сейчас поступают в банки и по физическим, и по юридическим лицам. В отношении граждан речь идет, как правило, о небольших суммах (до 100 тыс. рублей), мошенники зарабатывают за счет рассылки подделок по банкам в массовом режиме, — указывает источник, близкий к ЦБ. — Списание у граждан более значительных сумм может спровоцировать у них обоснованное беспокойство, что быстрее выведет на след нарушителей. У компаний списываются немного большие суммы, цель мошенников та же — остаться в тени. Конкретных схем, которые ЦБ мог бы в скором времени систематизировать в предупреждающих письмах для банков, пока нет. Всё индивидуально. Общее — техника изготовления подделок. Для этого нужны печати и бланки суда. Их мошенники могут получить через знакомых в арбитражах и судах общей юрисдикции. Другой вариант — изготовить их самостоятельно. Практикуются оба способа.

Президент Российской гильдии арбитражных управляющих Станислав Клейменов подтверждает, что с конца 2014 года растет число фальсифицированных исполнительных листов, иногда очень хорошего качества, и на глаз подделку невозможно распознать ? тем более оперативно.

16 марта 2015 года Волжский районный суд (Саратовская область) признал группу из семи человек виновными в фальсификации исполнительных листов с решениями о взыскании компенсаций с местных фирм. Установлено, что семеро преступников вносили в незаполненные подлинные бланки судебных исполнительных листов недостоверные сведения. В частности, в листы вписывались поддельные решения саратовских судов о взыскании с местных компаний в пользу подставных лиц компенсаций якобы за некачественные товары и услуги. Мошенники похитили с банковских счетов пострадавших компаний 26 млн рублей, впервые они опробовали эту схему в 2013 году, активно применяли ее в прошлом. Суд приговорил одного из участников группы, признавшего свою вину в мошенничестве и участии преступном сообществе и заключившего досудебное соглашение, к 4,5 года тюрьмы.

Фактически ЦБ ввел в процесс проверки исполнительных листов новое звено — самого клиента. Ранее в цепочке источников подтверждения информации (помимо судебных баз, базы исполнительных производств на сайте Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и базы паспортов на сайте Федеральной миграционной службы) были банки-взыскатели, приставы, суды и ЦБ. Как отмечает начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев, наиболее удобный способ подтверждения данных у клиента — позвонить клиенту по оставленным им реквизитам.

— Кредитные организации могут выбрать и другие способы связи с гражданином/компанией — например, по SMS, электронной почтой, но звонок — самый надежный способ подтверждения информации, — считает Голубев. — SMS и письмо на почте могут остаться непрочтенными, а банк — без обратной связи с ним. В целях безопасности мы иногда звонили клиентам при возникновении сомнений, подтверждали, что решение суда действительно было. Также мы звонили в суд и в теруправление ЦБ по месту нахождения клиента — для дополнительной проверки. Теперь регулятор решил сделать подтверждение сведений у клиентов стандартной практикой: банк в обязательном порядке информирует их о списаниях. В случае выявления мошенничества банки будут обращаться в правоохранительные органы.

Начальник управления по работе с проблемными активами Бинбанка Николай Вялов говорит, что, помимо стандартных каналов информирования клиентов (звонки/SMS/почта), эффективным является личный выезд сотрудников банка к должнику.

— Это исключает возможность восстановления для клиента сроков на подачу жалобы — на основании аргументов, что его не уведомили должным образом о списании по исполнительному листу, — поясняет Вялов. — При выезде сотрудники банка имеют при себе два экземпляра исполнительных документов. Клиент расписывается на обеих копиях, одна остается у него, другая — у представителей банка.

По мнению вице-президента СМП-банка Ирины Данилиной, обращение к клиенту – хорошее подспорье, но без документального подтверждения суда о том, что исполнительный документ сфальсифицирован, правовых  оснований для отказа в списании средств с должника у банков не появляется.

Адвокат Данил Левченко считает, что новая мера ЦБ по информированию клиентов — это недейственный способ решения проблемы с поддельными исполнительными листами.

— Каждый должник будет отвечать, что исполнительный лист сфальсифицирован и взыскивать ничего не надо, — говорит Левченко. — Банк потеряет время на выяснение деталей. Для борьбы с мошенничеством нужно создать нормальную единую базу исполнительных документов, к которой будет предоставлен доступ банкам. Понятно, что если не решать проблему подделок, количество преступлений увеличится в десятки раз — по причине простоты схемы.

Данилина говорит, что еще один вариант — создание четко отлаженного документооборота с судами страны по обмену информацией о выданных исполнительных листах и содержащихся в них требованиях по запросу банков, исполняющих документ.

Юрист компании «Некторов, Савельев и партнеры» Артем Сафонов указывает, что в качестве первой стадии проверки действительности исполнительных листов звонки клиентам могут принести положительный эффект – если заемщик по телефону подтверждает наличие задолженности перед конкретным кредитором, необходимость дальнейших проверок исполнительного листа отпадает. А благодаря этому сократятся временные затраты на проверку банками исполнительных листов в целом, отмечает Сафонов.

По данным ФССП, в 2008 году банки поучаствовали в 35,9 млн исполнительных производств, в 2013 году — уже 55,7 млн, этот показатель растет ежегодно. Уже к 1 сентября 2014 года показатель достиг 48,2 млн, в целом за 2014 год — 62 млн.

Источник публикации: http://izvestia.ru/news/585342#ixzz3XTadtxqp