Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Раскрытие информации для регулятивных целей ||| Устав и внутренние документы «СДМ-Банк» (ПАО) ||| Эмиссионные документы ||| Годовые отчеты ||| Финансовая отчетность ||| Сообщения о существенных фактах ||| Ежеквартальные отчеты эмитента ||| Список аффилированных лиц
 
Распечатать страницу
27.09.2013

 27 сентября 2013 | Экономика | Анастасия Алексеевских

ЦБ ограничит комиссию в магазинах

Эксперты уверены, что это подтолкнет развитие безналичных платежей. Но приведет ли к снижению цен в торговых точках?

Центробанк собирается установить регулятивные нормы образования тарифов на услуги эквайринга по банковским картам и комиссии interchange. Об этом сегодня заявил директор департамента регулирования расчетов Банка России Роман Прохоров. По его словам, соответствующий законопроект готовится и будет внесен в Госдуму к осенней сессии 2014 года.

Как пояснил Прохоров, на разработку законопроекта регулятора подвигло нежелание торговых сетей устанавливать оборудование для приема пластиковых карт. Свою позицию предприниматели объясняют тем, что услуги эквайеров стоят дорого, и ритейлеры не хотят платить комиссии, которые в некоторых кредитных организациях могут доходить до 6–7%.

— Величина платы за эквайринг вызывает немало нареканий со стороны торговых предприятий, проводящих только наличные расчеты и отказывающихся принимать карты в оплату, — отметил Прохоров. — Средняя величина комиссии за эквайринг сегодня составляет 1,5%, тогда как в Европе и США этот показатель равен 0,6%, в странах СНГ (в частности, Белоруссии) — 2%.

Представитель ЦБ отметил, что ситуация, конечно, требует учета интересов как эквайеров, так и эмитентов.

— Мы планируем провести углубленное исследование этой ситуации и выйти с предложением по регулированию. Мы будем проводить тендер по выбору консалтинговой компании для проведения исследования, — рассказал Прохоров.

Вице-президент СМП-банка Елена Дворовых указывает, что размер комиссии по картам, которую уплачивают торговые точки, складывается из нескольких составляющих, при этом эквайер получает очень небольшую часть. Большую часть комиссии организация отдает международной платежной системе. А банкам достается всего лишь 0,2–0,3%. Поэтому важно, какое ограничение введет ЦБ.

По мнению начальника аналитического управления Национального рейтингового агентства Карины Артемьевой, оптимально, если размер комиссии ограничат 1% для малого и среднего бизнеса, поскольку у них небольшие обороты, и 0,5% — для крупных ритейлеров, которые могут претендовать на скидку.

Банкиры неоднозначно восприняли ограничение эквайринговых тарифов.

— Если в рамках инициативы удастся снизить комиссию платежных систем, то и торгово-сервисные предприятия будут рады, и банки-эквайеры не пострадают, — считает директор департамента банковских карт банка «Стройкредит» Александр Белышков. — Однако банкам, эмитирующим карты, вероятно, придется также снизить свои ожидания по получению interchange fee и повысить комиссии за обслуживание карт.

Имеется в виду, что расплачиваться за ограничение придется уже держателям карт. Кстати, и сейчас при крупных покупках, например автомобилей, торговые предприятия взимают комиссию за эквайринг с потребителей.

— Иной сценарий возможен, если снижение комиссии будет достигнуто исключительно за счет банков-эквайеров, — продолжает Белышков. — В этом случае им придется работать в убыток, покрывая расходы за счет других бизнесов. Или перекладывать на торговую точку расходы, которые раньше банк нес самостоятельно: покупка оборудования, операционные издержки, страховка от мошенничества. Ведь эти расходы никуда не исчезнут, и в конечном итоге они будут взяты с граждан — как покупателей магазина.

Директор департамента розничного бизнеса СДМ-банка Денис Давыдов полагает, что от инициативы ЦБ банки вообще не пострадают.

— Речи не идет о драконовских ограничениях. Скорее можно говорить, что будут установлены адекватные рамки. Если банки по-прежнему будут получать маржу в 0,2–0,3%, это устроит как их, так и ЦБ. Кроме того, напрямую связывать работу по эквайринговому и эмиссионному бизнесу не совсем правильно — это разные клиенты, и к ним разные подходы, — считает Давыдов.

Ритейлеры, что логично, позитивно восприняли намерения Банка России.

По словам руководителя отдела коммерческого контроля и казначейства компании «Эльдорадо» Илизы Дмитриевой, новелла окажет позитивное влияние на рынок в целом, увеличив долю безналичных платежей. До сей поры больше говорилось о том, что этот эффект можно достичь за счет ограничения использования наличности, а тут предлагается метод развития за счет стимулирования платежей по картам. Правда, мнения, куда направить средства, которые удастся сэкономить на эквайринге, у представителей разных сетей разошлись.

— Расходы на эквайринг являются затратной статьей в бюджете крупных ритейлеров, — соглашаются в компании «М.Видео». — Сейчас на долю безналичных платежей у нас приходится около 30% всех транзакций. Высвободившиеся при уменьшении затрат деньги мы пустим на IT-проекты для улучшения потребительских сервисов.

А руководитель пресс-службы Х5 Retail Group Владимир Русанов сообщил «Известиям», что если инициатива ЦБ будет реализована, то это позволит компании уменьшить расходы и, соответственно, снизить цены или хотя бы сдержать их рост, обусловленный повышением отпускных цен поставщиков.

В Минфине отметили, что инициатива ЦБ в ведомство пока не поступала, поэтому официальная позиция по данному вопросу еще не сформирована. В то же время в марте 2012 года министр финансов Антон Силуанов говорил в интервью «Известиям» (?http://izvestia.ru/news/517722), что комиссия в 1–2% — «это очень много, и нужно договариваться с банкирами». По мнению Силуанова, если безналичный оборот существенно возрастет, то и размер комиссии уменьшится.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/557736#ixzz2g4coTpdN