Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Раскрытие информации для регулятивных целей ||| Устав и внутренние документы «СДМ-Банк» (ПАО) ||| Эмиссионные документы ||| Годовые отчеты ||| Финансовая отчетность ||| Сообщения о существенных фактах ||| Ежеквартальные отчеты эмитента ||| Список аффилированных лиц
 
Распечатать страницу
20.06.2012
Семейный бизнес более живуч, чем несемейные предприятия

Максим Солнцев, Председатель Правления СДМ-Банка

20.06.2012, 16:46

Семейный бизнес — одна из наиболее популярных идей для начала своего дела. Чаще всего новую фирму организуют родственники: вопрос доверия между ними не стоит, а распределение прибыли и другие финансовые и юридические вопросы они надеются уладить полюбовно, за чашкой вечернего чая.

Во многом именно благодаря этому семейный бизнес оказался более живучим в кризис. Как показывает исследование PricewaterhouseCoopers, семейные компании лучше приспособлены к выживанию в сложных экономических условиях, чем публичные. Почти половина опрошенных семейных фирм сообщила о росте в 2010 г. спроса на их товары и услуги. Лишь немногим семейным компаниям пришлось сократить операции, а большинство, наоборот, планирует расширение бизнеса. По мнению аналитиков PwC, в семейном бизнесе больше возможностей по долгосрочному планированию, они реже обременяют себя кредитами, а их бизнес-ценности выходят за рамки коммерческой выгоды. Почти 70% руководителей таких компаний полагает, что именно семейный характер бизнеса помог им пережить кризис.

На Западе существует огромное количество семейных корпораций и холдингов, которые уже несколько раз передавались по наследству. В Великобритании около 16% всех семейных фирм пережили более четырех смен поколений. Швеция отличается самой большой долей работающих в семейном бизнесе — в таких фирмах занято более 60% работоспособного населения. В Италии больше, чем в других странах, очень крупных семейных компаний.

Основная часть семейных фирм сосредоточена на торговле и сфере оказания услуг. Дело в том, что семейный бизнес в большей степени, чем любой другой, «заточен» на удовлетворении ежедневных бытовых потребностей, и круглосуточный магазин или химчистка наиболее подходят под эти задачи. Но с годами любой малый бизнес может развиться в крупное производство, и выросшие из маленьких семейных фирм нынешние гранды мировой экономики — Opel, Peugeot, Tissot, Auchan, ОТТО — наглядное тому подтверждение.

За примерами успешного семейного бизнеса по-русски тоже далеко ходить не надо: «Лаборатория Касперского», производитель косметики Green Mama, сеть магазинов одежды Sela.

В России, по данным экспертов, 70-80% малых и средних предприятий созданы родственниками. Особенно велика доля семейного бизнеса в таких отраслях, как сельское хозяйство, пищевая и текстильная промышленность, торговля и сервис. Но у нас семейный бизнес — это в основном небольшие предприятия, которыми владеют их основатели. Оно и понятно: само предпринимательство в России возродилось менее 20 лет назад, семейный бизнес находится на начальном этапе своего формирования, говорить о наследовании пока рано.

В основе семейного бизнеса лежит доверие. Это весьма актуально для российского менталитета. Зачастую в родственнике уверенности у нас больше, чем в чужом человеке: уж он-то точно не станет пытаться обмануть своего шефа. Зато семейной компании, в отличие от «рыночной», нет нужды тратить большие деньги на мероприятия по защите от внутренней коррупции. Правда, зачастую доверие в семейных фирмах ценится больше, чем профессионализм, и это нередко может сослужить им и плохую услугу.

Многие банки, специализирующиеся на работе с МСБ, семейный бизнес выделяют и относятся к ним чуть более лояльно, чем к прочим клиентам. Семейный бизнес считается более устойчивой конструкцией, чем партнерство без родственных связей. Если компания долго существует на рынке и достаток семьи растет вместе с ней, это хороший знак для банка. Конечно, в жизни может случиться всякое: развод между супругами или раскол между родителями и детьми и последующее ухудшение дел их совместной фирмы… Но, как утверждают психологи, отношения людей, связанных одновременно семейными узами и одним бизнесом, более стабильны. Родственники, вовлеченные в одно общее дело, осознают, что работают исключительно на себя, и интересы их бизнеса совпадают с интересами семьи.

Гарантией выданного семейной фирме кредита является весь имущественный комплекс семьи. Люди не могут позволить себе рисковать всем нажитым, поэтому их бизнес-решения четко продуманы, все действия выверены, ведь ошибка может стоить очень дорого не кому-то одному, а всей семье. Да и для принятия решений такой компании нет нужды созывать партнеров или совет директоров. Все, что необходимо для работы, руководители фирмы спокойно могут обсудить как в офисе, так и дома, по дороге в машине и даже на отдыхе. Это делает семейную компанию гибкой и мобильной.

Семейный бизнес можно рассматривать и как своеобразный социальный лифт. Амбициозная образованная молодежь не очень хочет работать в компаниях своих родителей, а стремится сразу же попасть в крупные компании с раскрученным брендом, но те не могут принять всех желающих. И вчерашние выпускники начинают применять полученные знания на практике в фирмах своих родителей, а затем, обретя необходимый опыт, могут «подхватить» бизнес своей семьи. Это и есть классический семейный бизнес, который передается от поколения к поколению. В России с ее 20 годами рыночных отношений все это только начинается.