Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Раскрытие информации для регулятивных целей ||| Устав и внутренние документы «СДМ-Банк» (ПАО) ||| Эмиссионные документы ||| Годовые отчеты ||| Финансовая отчетность ||| Сообщения о существенных фактах ||| Ежеквартальные отчеты эмитента ||| Список аффилированных лиц
 
Распечатать страницу
12.07.2011

Как малому бизнесу привлечь деньги иностранных инвесторов?  

Максим Солнцев, председатель правления СДМ-БАНКа. 12.07.2011          
Про большую потребность малого бизнеса в инвестициях говорят все и давно. Но как малым предприятиям преодолеть традиционную закрытость и найти приличного партнера? Как сделать так, чтобы информация о небольших компаниях, нуждающихся в развитии, доходила до нужных ушей? Россия в этом плане не уникальна. Просто мы, как это бывает обычно, пытаемся идти своим путем, хотя до нас его проходили многие страны.

Как показывает зарубежный опыт, крупные компании уже давно не стремятся сами обеспечивать весь цикл производства, а размещают заказы на часть работ на малых предприятиях. Это касается мелкосерийного или индивидуального производства, которое не выгодно вести большой компании. В странах с рыночной экономикой каждая крупная производственная компания сотрудничает с десятками и даже сотнями мелких предприятий, которым передает часть своих функций.

Например, Toyota является клиентом более чем 30000 малых предприятий по всему миру. На немецкий Siemens работает около 70000 небольших компаний. В Европе малые предприятия по заказам крупных фирм осуществляют отдельные операции по переработке продовольственных товаров с просроченными сроками хранения, изготавливают опытные образцы мебели. На аутсорсинг часто отдаются работы по полиграфии и дизайну.

Все это позволяет снизить издержки в работе крупных концернов и одновременно поддерживает малый бизнес, повышает его устойчивость. На Западе на малых предприятиях производится свыше 50% валового внутреннего продукта страны. В России же соотношение крупных, средних и малых предприятий существенно отличается от положения дел в странах с развитой экономикой не в пользу малого бизнеса.

Но потихоньку, хотя пока и очень медленно, малый бизнес отвоевывает себе жизненное пространство. Большую помощь ему могли бы оказать иностранные инвесторы, которые после завершения кризиса активизировали свою деятельность в России. Ведь крупная корпорация всегда будет стремиться перенести логику ведения бизнеса в своей стране и на чужую территорию, которую она решила осваивать. То есть для большой западной компании, привыкшей делегировать часть производственных функций малым предприятиям, логичным будет придерживаться такой же стратегии и в России.

Так поступил, например, Volkswagen, который при сборке автомобилей на заводе в Калуге часть операций делегирует малым предприятиям, как существовавшим ранее, так и созданным специально для этого. Но это достаточно редкий пример. В целом же, российский малый бизнес и иностранные инвестиции, как и прежде, страшно далеки друг от друга.

Российский малый бизнес в силу своей специфики— область достаточно закрытая для посторонних глаз, а для иностранцев он вообще терра инкогнита: они не понимают, как он работает, не знают, как оценивать его эффективность, как анализировать проекты. Поэтому крупные иностранные инвесторы, принимая решения об инвестициях в Россию, скорее предпочтут большие и проверенные компании, часто в традиционно сильном у нас сырьевом секторе. Малые иностранные предприятия по этим же причинам в большинстве случаев вообще не рассматривают инвестиции в российский малый бизнес.

Большой головной болью для решивших выйти на российский рынок иностранных компаний— и малых, и больших— является наша бюрократия со всеми отсюда вытекающими… Достаточно напомнить, что Transparency International поставила Россию в своем последнем всемирном коррупционном списке на 154-е место из 178, вместе с Камбоджей, Кенией и Лаосом. Динамика не внушает оптимизма: в 2009г. мы были 146-е, в 2008— 147-е. Но большие компании могут с этим явлением побороться: у них есть финансовые и организационные ресурсы для решения таких проблем. У малых предприятий такой возможности нет.

Помочь инвесторам и малым компаниям найти друг друга могли бы посредники, которые также осуществляли бы юридическую поддержку, сопровождение совместных проектов. В рамках таких проектов необходимо обеспечить так называемую «кластеризацию» предприятий, нуждающихся в финансировании, т.е. их группирование на основании единого подхода к оценке их деятельности. В этом случае иностранные инвесторы могли бы финансировать компании малого бизнеса «оптом», делегируя функции по оценке отдельных малых предприятий организаторам «кластеров», которыми в большинстве случаев являются банки. Фактически, задача иностранных инвесторов, верящих в эффективность инвестирования в российский малый бизнес, в этом случае будет сведена к акцептованию системы оценки и управления рисками таких банков и выделению соответствующих целевых средств.

Например, когда мы только начинали общаться с ЕБРР по поводу его вхождения в капитал СДМ-банка, мы увидели его заинтересованность именно в проектах для развития малого бизнеса. Главным условием покупки 15%акций СДМ-банка стало то, что мы будем активно кредитовать малый бизнес и поддерживать его. На эти цели, помимо инвестиций в капитал банка, ЕБРР выделил кредиты, основная часть которых уже направляется в различные проекты малого бизнеса.

Неважно, в какой форме будет происходить сближение МСБ с потенциальными инвесторами: это могут быть фонды, специально созданные для поиска партнеров и проработки всех аспектов сделки, или же банки, которые с помощью денег акционеров или кредиторов смогут финансировать МСБ. Да и зарубежный опыт показывает, что инвесторы предпочитают «заходить» в малые предприятия через структуры, с этими компаниями работающие, которые смогут помочь им подобрать объект, оценить проекты, подготовить документы, взять на себя сопровождение сделки.

Такая организация процесса финансирования малых предприятий не только позволит им и потенциальным инвесторам найти друг друга, но и смогут упростить приход иностранцев на наш рынок. Во многих других странах иностранцу выйти на местный рынок довольно просто. Например, открыть офис в Шанхае американская компания сможет за несколько дней, и потом в течение пяти лет будет освобождена от налогов. А в Германии открытие филиала обойдется в 3500 евро, и в течение первого года аренда офиса для иностранной компании будет бесплатной. Конечно, наши реалии еще слишком далеки от ведущих мировых практик содействия развитию малого бизнеса, но, как известно, каждый шаг вперед приближает нас к цели.