Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Раскрытие информации для регулятивных целей ||| Устав и внутренние документы «СДМ-Банк» (ПАО) ||| Эмиссионные документы ||| Годовые отчеты ||| Финансовая отчетность ||| Сообщения о существенных фактах ||| Ежеквартальные отчеты эмитента ||| Список аффилированных лиц
 
Распечатать страницу
05.03.2011

КОММЕРСАНТЪ

Дата: Март 05, 2011

Тип издания: Ежедневная деловая газета.

Тираж: 124 000 экз.

Распространение: Россия

БАНКАМ МЕНЯЮТ РОСПОТРЕБНАДЗОР

Вместо него заемщиков поддержит ВАС

В 2010 году Роспотребнадзор проверял банки в полтора раза чаще, чем в 2009-м, свидетельствует статистика ведомства. Впрочем, пик проверок был пройден в июле прошлого года: во втором полугодии активность Роспотребнадзора в банковском секторе пошла на спад, в том числе под давлением Генпрокуратуры. Однако легче от этого банкам не станет: в ближайшем будущем круг инструментов для самостоятельного отстаивания заемщиками своих прав как потребителей банковских услуг существенно расширит Высший арбитражный суд.

Роспотребнадзор отчитался о своей активности в банковском секторе в прошлом году. Согласно презентации ведомства, в 2010 году ведомство провело 876 банковских проверок, что в полтора раза больше, чем в 2009 году (582 проверки). Количество административных расследований в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг увеличилось с 273 за 2009 год до 658 за 2010 год. В минувшем году было составлено 950 протоколов об административных правонарушениях в банках, что более чем в два раза превышает аналогичный показатель 2009 года (401 протокол). Как видно из презентации, рост административной активности ведомства Геннадия Онищенко происходил на фоне резкого увеличения жалоб от заемщиков на банки, по отдельным регионам — в десятки раз.

Тенденцию увеличения активности Роспотребнадзора во взаимодействии с банками участники банковского рынка отмечали еще по итогам первого полугодия (см. “Ъ” от 24 августа 2010 года). Тогда в Роспотребнадзоре объясняли это увеличением жалоб от заемщиков банков. Теперь тенденция продолжилась. «Резкое увеличение числа жалоб клиентов на банки в Роспотребнадзор является следствием вынесенного в конце 2009 года решения Высшего арбитражного суда, которым были признаны незаконными комиссии за открытие и ведение ссудного счета»,— указывает начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев.

Впрочем, некоторые банкиры называли повышенную активность Роспотребнадзора искусственной. Ее реальной целью они считали демонстрацию значимости ведомства Геннадия Онищенко в ответ на попытку банкиров ограничить активность Роспотребнадзора через Генпрокуратуру. Напомним, в июле прошлого года Ассоциация российских банков направила запрос в Генпрокуратуру о целесообразности столь частых проверок банков Роспотребнадзором с просьбой лишить это ведомство уникального статуса регулятора банковского рынка, не ограниченного в частоте проверок. Такой статус Роспотребнадзор сейчас имеет по закону «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля и муниципального контроля». Действующая редакция этого закона позволяет Роспотребнадзору проводить за три года проверки каждого филиала банка в различные даты вне зависимости от дат проведения проверки головного подразделения. В результате один и тот же банк (головной офис и филиалы) за три года фактически проверяется несколько раз. «На мой взгляд, число проверок надо снижать,— говорит директор департамента розничных продаж и частного банковского обслуживания Юникредит-банка Юлия Мельц.— Их избыточное количество приводит к затратам времени и дополнительной нагрузке на сотрудников, особенно руководителей региональных отделений, ведь в разных регионах разная судебная практика, что заставляет банк рассматривать отдельно каждый случай».

Запрос банкиров в Генпрокуратуру не остался без ответа. Генпрокуратура инициировала обращение в Минэкономразвития с тем, чтобы откорректировать закон. «Эти корректировки уже в Госдуме»,— сообщили вчера “Ъ” в Генпрокуратуре.— И приняты в первом чтении». Более того, в надзорном ведомстве указывают, что помимо инициативы об изменении законодательства Генпрокуратура скорректировала собственную политику проведения проверок: проверки банков разными ведомствами теперь стараются совмещать. «Это уже должно было привести к ослаблению нагрузки на банки»,— рассуждает собеседник “Ъ” в Генпрокуратуре. Действительно, динамика проверок в первом и во втором полугодиях прошлого года различалась. Так, если в первом полугодии 2010 года Роспотребнадзор провел 460 проверок, то во втором полугодии — уже меньше (416 проверок).

Количество проверок не является объективным показателем, возражают в Роспотребнадзоре. «Ведь можно провести 20 проверок, установив лишь одно нарушение, а можно и наоборот»,— указывает начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. К тому же, отмечает он, даже если активность Роспотребнадзора и будет ограничена, теперь у заемщиков больше инструментов для самостоятельного отстаивания своих прав в суде. «Подготовленный Высшим арбитражным судом проект обзора практики рассмотрения арбитражными судами споров по потребительскому кредитованию сможет повысить шансы заемщиков самим защищать свои интересы, не прибегая к жалобам в ведомство»,— отметил Олег Прусаков.

Как сообщал “Ъ” 28 февраля и 1 марта, в проекте обзора ВАС высказал позицию о незаконности взимания банковской комиссии за досрочное погашение кредитов, изменения банками в одностороннем порядке тарифов за свои услуги. Кроме того, если проект обзора будет одобрен президиумом ВАС, заемщики с его помощью смогут избегать рассмотрения споров в третейских судах, нередко связанных с самими банками. Более того, судиться с банками заемщикам, возможно, и не придется. «Банки и сами вряд ли будут использовать методы, которые ВАС официально считает незаконными»,— предполагает юрист компании «Юков, Хренов и партнеры» Анна Бурдина.