Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Раскрытие информации для регулятивных целей ||| Устав и внутренние документы «СДМ-Банк» (ПАО) ||| Эмиссионные документы ||| Годовые отчеты ||| Финансовая отчетность ||| Сообщения о существенных фактах ||| Ежеквартальные отчеты эмитента ||| Список аффилированных лиц
 
Распечатать страницу
17.12.2008

ИЗВЕСТИЯ №235
Дата: Декабрь 16, 2008.
Тип издания: Ежедневная деловая газета.
Тираж: 153 940 экз.
Распространение: Россия.

Несмотря на кризис, на зарплатных проектах рано ставить крест
Российская банковская система с каждым днем все больше страдает от кризиса ликвидности. Кредитные организации вынуждены пересматривать свои тарифы в сторону повышения на те или иные дополнительные услуги. Удорожание не обошло стороной и стоимость получения наличных средств, а заодно банки вводят всевозможные ограничения в движении средств по расчетным счетам. Все это отнюдь не способствует росту рынка зарплатных банковских карт.
Финансовый кризис не только не стимулировал рост числа зарплатных проектов, но и привел к существенному сокращению эмиссии, пользователей и операций по таким картам в результате сокращения сотрудников различными, в том числе и очень крупными, организациями. «В последние месяцы наблюдается снижение объемов перечислений на счета зарплатных карт, которое связано с сокращениями плата сотрудников, проводящимися в ряде организаций, задержками выплаты заработной платы и прочими неблагоприятными влияниями финансового кризиса», — отмечает начальник управления платежных средств банка «Союз» Ольга Тишинова.
Клиент стал привередливый
В 2009 году существенных темпов роста развития рынка зарплатных банковских карт не ожидается, а основными задачами будут являться предотвращение оттока клиентов, связанного с миграцией компаний из банка в банк, также удержание прежних объемов и обеспечение максимально возможного прироста в существующих условиях рынка.
Однако рынок зарплатных проектов и до кризиса проявлял тенденцию к снижению. «Темп прироста в 2008 году по сравнению с 1 октября 2007 г. составил всего 23%. Если же сравнить третий квартал 2007 года с аналогичным периодом 2006 года, то рост составлял 42%. По нашим наблюдениям, уровень продаж зарплатных проектов у ряда наших коллег по цеху действительно упал», — говорит Татьяна Жаркова, директор департамента розничного бизнеса КМБ банка (группа «Интеза Санпаоло»).
Она выделяет два основных блока причин. Первый — то, что можно отнести к влиянию кризиса. Многие компании, которые находились в процессе выбора партнера либо на этапе проработки вопроса о переходе на такую форму выплаты зарплаты, отложили свои решения. Это объяснимо, ведь при постоянной поступающей информации о проблемах то у одного банка, то у другого компания не хочет ошибиться. Плюс кризисные сложности у самих компаний, затронувшие даже ряд крупных производственных предприятий. Второй блок связан с ситуацией на рынке в целом.
«Практически весь список из привлекательных крупных компаний банками охвачен. Большие компании рассматривают варианты переключения на другой банк только в случае наличия серьезных предпосылок. Основная из них — недовольство сервисом партнера, которое подразумевает не только качество самого сервиса, но и его составляющие. Конкуренты постоянно предлагают что-то новое: более гибкие тарифы, дополнительные услуги, комплексное сотрудничество не только по зарплатному проекту. А клиент стал привередливый, разбирающийся! Не всем банкам под силу успевать за требованиями рынка», — продолжает Татьяна Жаркова.
С учетом того, что основные организации — зарплатные клиенты уже сотрудничают с тем или иным банком, особенно в Москве и Подмосковье, рынок таких проектов развивается по большей части за счет регионов, а также за счет малых предприятий и за счет «передела» существующего рынка. Последний фактор, на взгляд Александра Зенцова, заместителя директора департамента разработки и продаж банковских карт Юниаструм Банка, будет иметь наибольшее значение в 2009 году, в том числе из-за кризиса, который окажет влияние как на банки, так и на организации (объединение, слияние, поглощение и т.п.).
«Мелкие банки вытесняются крупными, которые предлагают низкие либо нулевые тарифы. Поэтому сейчас есть тенденция к снижению ставок за зачисление денежных средств на пластиковые карты. Также банки стремятся предложить как можно больше услуг, ориентированных именно на клиентов, имеющих зарплатную карту», — подчеркивает Алексей Бычков, начальник управления развития бизнеса платежных карт Промсвязьбанка.
Ключевые моменты
Сегодня у каждого пятого россиянина есть банковская карта, и большинство из них завели ее с помощью работодателя в рамках так называемого «зарплатного проекта». В прошлом году количество карт, эмитированных банками, превысило 75 млн, и более 80% из этого количества — именно зарплатный «пластик». За последние несколько лет на рынке произошли значительные изменения. Сегодня уже можно сказать, что зарплатный проект — это часть корпоративной культуры большинства компаний, некий стандарт удобного и безопасного расчета предприятия с персоналом, уверен Алексей Требушной, заместитель начальника управления банковских карт банка «Возрождение».
В количественном отношении более 90% организаций охвачены зарплатными проектами. Примерно у 80% работающих россиян есть хотя бы одна пластиковая карта. Пять лет назад количество зарплатных проектов было в разы меньше, добавляет Алексей Бычков. За последние пять лет рост составил, по разным оценкам, 150 — 300%.
Представители банковского сообщества уверены — в дальнейшем число зарплатных проектов продолжит свой рост. И если раньше на эту позитивную динамику в основном влияла устойчивая тенденция к «обелению» бизнеса и переходу компаний на новые формы учета, то сейчас, в условиях кризиса ликвидности, к этой причине может добавиться и стремление оптимизировать издержки на зарплату.
Преимущества зарплатных проектов для компаний очевидны. Прежде всего нет необходимости работать с наличными средствами, нести затраты на обналичивание и инкассационные услуги. А они в зависимости от размера предприятия могут занимать от 1 до 2% от суммы фонда заработной платы. «Зарплатный проект — единственный банковский продукт, который одновременно заключает в себе преимущества не только для частных клиентов, но и для юридического лица. Для компании-работодателя одним из ключевых моментов является существенное снижение расходов по выдаче заработной платы. Экономия достигается за счет освобождения сотрудников бухгалтерии от пересчета, оформления и выдачи наличных, решена проблема депонирования неполученных сумм», — рассказывает Татьяна Жаркова.
В рамках зарплатного проекта предприятие существенно упрощает работу своей финансовой службы. К тому же компании обращают внимание на безопасность при электронной форме начисления зарплаты — процесс получения зарплаты становится конфиденциальным и экономичным: сотрудники могут снять с карты свои деньги в нерабочее время. Расходы по зарплатным проектам ниже, чем затраты на обслуживание оборота наличных.
Сейчас зарплатные проекты действуют практически во всех сферах. Но вначале были отрасли, напрямую связанные с финансами, — такие компании первыми начали платить полностью официальную зарплату своим сотрудникам. Одновременно с ними к зарплатным проектам подключались бюджетные организации и организации, в капитале которых есть доля государства. «Охват зарплатными проектами предприятий прежде всего зависит не от их сферы деятельности, а от их размера. Когда предприятие достаточно большое, начислять зарплаты «вручную» и выдавать через кассы неудобно и трудозатратно. Именно поэтому подавляющее большинство крупных предприятий независимо от сферы экономики пользуются зарплатными проектами, как, впрочем, и многие средние компании и, к сожалению, еще пока немногие малые», — заявляет заместитель председателя правления СДМ-Банка Вячеслав Андрюшкин.
Но не для всех карты одинаково интересны. Ситуация с зарплатными картами зависит не только от отрасли, региона и типа организации. Сфера деятельности важна не менее: зарплатный проект наиболее интересен крупным компаниям с большой филиальной сетью, а наименее — торговым предприятиям с постоянной наличной выручкой.