Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Раскрытие информации для регулятивных целей ||| Устав и внутренние документы «СДМ-Банк» (ПАО) ||| Эмиссионные документы ||| Годовые отчеты ||| Финансовая отчетность ||| Сообщения о существенных фактах ||| Ежеквартальные отчеты эмитента ||| Список аффилированных лиц
 
Распечатать страницу
08.05.2008

ИЗВЕСТИЯ №77 от 29 Апреля 2008

Торговые предприятия - основные клиенты набирающей популярность услуги
Около 70 % клиентуры и оборотов факторингового рынка в России связано с торговлей, прежде всего - с оптовой. Финансирование закрывает торговым предприятиям кассовые разрывы в оплате и отсрочки платежей. Но постепенно факторинг начинает победное шествие и в малом бизнесе, преимущественно связанном с розничными продажами. Такой путь полностью повторяет тот, который прошли все страны с развитой экономикой, - там торговля тоже живет исключительно благодаря факторингу.
Факторинг как специальная финансовая услуга - родом из торговли. Считается, что такого рода операции начались с торговли текстилем в СШАв 20 - 30-х годах XX века, а затем сфера его применения распространилась на мебельную промышленность и производство электротоваров. В конце 50-х годов факторинг пришел в Великобританию, а потом оттуда распространился по всей Европе. Сегодня в странах Евросоюза, а также в США и Японии более 75 % розничной торговли финансируется за счет факторинга. В России успехи банкиров на этом поприще куда менее впечатляющие. "Если считать малый бизнес до $ 5 млн, то 99 % договоров факторинга - это малый бизнес, - говорит начальник отдела факторинга "Первого республиканского банка" Елена Чулкова. - Но пока факторинг составляет около 13 % от всего портфеля финансовых услуг".
Эти цифры не сильно расходятся со статистикой аналитиков: 81 % принятой на обслуживание дебиторской задолженности относится к производству и только 19 % - к торговле. Правда, здесь есть один нюанс: в составе промышленных компаний тоже зачастую имеются собственные торговые структуры, которым требуется финансирование. Однако вычленить их составляющую на рынке факторинга практически невозможно. Зато точно известно, что более двух третей факторингового финансирования идет на производство и дистрибуцию товаров народного потребления, есть цифры и по конкретным отраслям. Товары пищевой промышленности составляют 35 % от общего объема факторинг-финансирования, бьповая техника и электроника - 15 %, химия (вместе с нефтехимией) - еще около 15 %, товары легкой промышленности - 6 %.
"Предприятия оптовой торговли - основные потребители факторинга: их доля в общем портфеле этой финансовой услуги составляет порядка 70 %, - отмечает директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. - Среди предприятий оптовой торговли наибольшую долю занимают предприятия, реализующие электрооборудование, компьютеры, бытовую технику, мобильные телефоны, аксессуары, комплектующие и тому подобное". Вместе с тем тенденция "перетекания" объемов факторингового финансирования из оптовой торговли в розничную - сегодня уже непреложный факт. Так, в Промсвязьбанке за 2007 год доля оптовиков в общем портфеле факторинговых услуг сократилась по сравнению с 2006 годом на 4 %, а процент предприятий малого бизнеса, наоборот, вырос.
При общем росте рынка факторинга в России на 100 % ежегодно нельзя привести его общее сегментирование по видам торговой деятельности, поскольку положение вещей в каждом из них сильно различается. "Следует обратить внимание, что текущий рост рынка - неравномерный: у кого-то - меньше, а у кого-то - существенно больше, - уточняет заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании Антон Мусатов. - Это объясняется тем, что часть игроков ставит на долгосрочную перспективу развития, делая акцент на совершенствовании технологий, сервиса и специализированного риск-менеджмента, а другая часть всеми силами наращивает текущую клиентскую базу, планируя перекрьпь возможные риски постоянным притоком новых клиентов".
А вот потенциал роста виден очень существенный. Пока конкуренции между банками и факторинговыми компаниями нет, более того, ее не будет еще достаточно долго. Так, объем рынка отсроченных платежей в торговле за 2007 год превысил $250 млрд, а участники рынка факторинга сумели переварить не более 10 % от этой суммы. При нынешней динамике развития рынка факторинга в России потребуется два-три года для того, чтобы среди его участников началась реальная конкуренция. Пока же, в условиях превышения спроса над предложением, сложно говорить о тех побуждающих мотивах, которые могут привести к снижению стоимости этого вида услуг.
"Популярность факторинга в 2008 году еще больше вырастет, так как бизнес постепенно становится более прозрачным, игроки стали доверять друг другу, многие осознали удобство данного инструмента, - говорит председатель правления СДМ-банка Максим Солнцев. - Малый и средний бизнес развиваются в России очень активно, потребность в кредитовании крайне высока. По этой причине дебиторская задолженность становится существенным активом компаний, а источником ее финансирования все чаще выступают внешние заимствования, в первую очередь - факторинг". Поэтому снижения стоимости финансирования торговцам вряд ли стоит ожидать. Тем более что российский рынок устроен по так называемой "европейской мод ели": она предполагает наличие нескольких крупных, но узкоспециализированных компаний-факторов, которые, как правило, имеют банковское происхождение. Все они предлагают более-менее сходные условия, поэтому клиент имеет выбор, скорее, по уровню сервиса, чем по цене.
Роман Калинин, Анастасия Бабурова