Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Раскрытие информации для регулятивных целей ||| Устав и внутренние документы «СДМ-Банк» (ПАО) ||| Эмиссионные документы ||| Годовые отчеты ||| Финансовая отчетность ||| Сообщения о существенных фактах ||| Ежеквартальные отчеты эмитента ||| Список аффилированных лиц
 
Распечатать страницу
19.11.2007

"КОММЕРСАНТЪ" №176, приложение "Банк" от 21 сентября 2006 г.

Интернет-банкинг

У российских банков более 73 млн частных клиентов. Но только очень немногие из них имеют возможность оплатить коммунальные услуги, услуги сотовой связи, спутникового телевидения, открыть дополнительные счета и карты, проверить движение средств по ним, отправить деньги в любую точку земного шара, не вставая со стула и даже не поднимая трубки телефона. Повезло тем избранным, кому банк может предложить полноценную услугу интернет-банкинга. Однако, по данным Romir Monitoring, этой услугой пользуются всего 0, 2 % клиентов банков. По мнению участников рынка, причина этого в отсталости пользовательского интерфейса большинства предлагаемых российскими банками систем.

Интернет-банкинг появился в России почти десять лет назад. Одними из первых, в 1997 году, физическим лицам его предложили Гута-банк (куплен Внешторгбанком и переименован в ВТБ 24) и Автобанк (ныне "Уралсиб"). "Дочки" иностранных банков, такие как Райффайзенбанк и Ситибанк, предоставили частным клиентам доступ к карточным счетам через интернет в 2002 году. Большинство же российских банков если и вводило эту услугу, то только для клиентов - юридических лиц. По оценкам банкиров, полноценный многофункциональный интернет-банкинг для физических лиц развит не более чем у 20 кредитных организаций. При этом большинство систем позволяет оперировать только со счетами, привязанными к пластиковым картам.

Директор департамента информационных технологий Импэксбанка Екатерина Равинская вспоминает, что в конце 90-х, когда банк начал развивать это направление, система "требовала установки на компьютере пользователя специального программного обеспечения". С тех пор услуга очень изменилась. Но по словам Екатерины Равинской, каждая новая версия интернет-банкинга разрабатывалась банком самостоятельно. Самостоятельно разрабатывался и пользовательский интерфейс. Тем же путем шли и другие российские банки.

В результате большинство систем удаленного доступа банков удивительно труднодоступно для восприятия. Как выразился один из банкиров о собственном интернет-банке, "такое ощущение, что его делали компьютерщики для компьютерщиков же, причем так, чтобы последние в нем не разобрались".

Из опрошенных "Ъ" банков только Альфа-банк сообщил, что привлек к разработке интерфейса профессионалов - компанию, специализирующуюся на разработке и тестировании пользовательских интерфейсов. Исключение также составляют интернет-приложения Ситибанка и Райффайзенбанка, которые использовали наработки материнских банков. Остальные, как правило, дорабатывали интерфейс с учетом замечаний сотрудников банка и первых, "пробных" клиентов.

И все же, несмотря на трудности, по данным Romir Monitoring, количество банковских клиентов, управляющих своими счетами через интернет, постоянно растет. В 2004 году интернет-банкингом пользовалась лишь 41 тыс. человек, в 2005 году этот показатель вырос больше чем вдвое - до 93 тыс. человек. Аза первое полугодие 2006 года в банк с помощью интернета, по данным опроса, ходили 155 тыс. человек. Правда, это всего лишь 0, 7 % интернет-пользователей. Для сравнения: в США больше половины посетителей сети пользуются интернет-банкингом.

Неисчерпаемый потенциал

По мнению директора департамента по работе с банковскими структурами системного интегратора IBS Алексея Гуревича, спрос на услугу напрямую связан с доступностью интернета дома и на работе у клиента, а также доступностью интернета для мобильных устройств. "Поскольку пользование интернетом активно развивается, то и спрос на интернет-банкинг, соответственно, растет», - говорит он.

""Ъ"-Банк" попросил банкиров оценить, насколько востребована услуга. Как рассказала начальник управления маркетинга и развития банковских продуктов для физических лиц Райффайзенбанка Наталья Алымова, с момента запуска в 2003 году за год работы Raiffeisen Connect в системе было зарегистрировано более 15 тыс. клиентов. В 2004 году данной услугой пользовались уже более 22 тыс. клиентов, а в августе 2006 года их число достигло 104 тыс.

Заместитель председателя правления СДМ-Банка Дмитрий Осипов сообщил, что к услуге интернет -банка в начале лета было подключено 57 тыс. клиентов. По его словам, ежедневно в систему для просмотра выписок входит до 1, 9 тыс. частных клиентов и эта цифра постоянно растет.

Поданными, о. начальника управления развития каналов самообслуживания Альфа-банка Владимира Урбанского, количество клиентов, подключенных к интернет-банку "Альфа-Клик», растет на 13-15 % ежемесячно. "Сегодня интернет-банком пользуются приблизительно 25 % клиентов Альфа-банка», - сообщил господин Урбанский. В Ситибанке отмечают, что более 40 % активных клиентов регулярно пользуется Citibank Online для совершения различных банковских операций. Заместитель начальника управления методологии и развития пассивных и комиссионных операций ВТБ 24 Юлия Китник рассказала, что за год количество клиентов ВТБ 24 по системе "Телебанк" увеличивалось на 5-10 % в месяц. "В настоящее время пользователями "Телебанка" являются 25 тыс. клиентов, тогда как год назад их было 11 тыс. «, - говорит она.

По оценкам банкиров, основные операции, которые совершают пользователи интернет-банкинга, - рублевые платежи, конвертация валют и внутренние переводы средств со счета на счет. Так, по словам Натальи Алымовой из Райффайзенбанка, ежедневно в системе осуществляется 500 активных операций, в основном это рублевые платежи и внутренние переводы/конверсии. Юлия Китник отмечает, что чаще всего клиенты "Телебанка" осуществляют переводы внутри банка (в том числе на свои текущие счета в счет погашения задолженности по кредитам, выданным ВТБ 24), а также оплату коммунальных услуг и услуг связи. Средняя сумма таких платежей - 1, 5-2 тыс. рублей. Екатерина Равинская из Импэксбанка сообщила, что больше 60 % рублевых платежей по Москве клиенты совершают при помощи систем удаленного доступа.

Что они умеют

Как правило, все системы позволяют совершать неактивные операции - проверять остатки на счетах и запрашивать он-лайн-выписки. Некоторые банки, например DeltaCredit у которого и-банкинг появится лишь в октябре 2006 года, вообще ограничиваются лишь информационным сервисом, то есть операций не проводят. Специалист департамента маркетинга ипотечного банка DeltaCredit Константин Дятлов объяснил это спецификой бизнеса: "Для наших клиентов наиболее актуальны информационные услуги, потому что DeltaCredit - специализированный ипотечный банк. Дополнительные возможности интернет-банкинга по переводам денежных средств для нас являются неактуальными», - говорит он.

Большинство банков предлагают более разнообразный набор функций. Как минимум перевод между счетами и конвертация средств. Также широко предлагается оплата коммунальных услуг, интернета, мобильной связи. Что касается услуг операторов связи, коммерческого телевидения, интернет-провайдеров, то их список зависит от договоренности банка с ними.

Также многие банки разрешают совершать с помощью интернета переводы в пользу третьих лиц. Это могут быть как частные лица, так и организации, вплоть да налоговой инспекции. Как рассказал начальник управления департамента розничного бизнеса Собинбанка Андрей Фролов, банк планирует внедрить возможность осуществлять платежи в пользу любых получателей, например, за учебу, переводы третьим лицам на банковские счета, погашение кредитов, полученных в банках "Русский стандарт», "Хоум Кредит" и т. п. В Пробизнесбанке с помощью интернет-банкинга можно пополнять wеb-кошельки.

По словам старшего вице-президента Промсвязьбанка Валерия Кардашова, в системе банка PBS-online существуют готовые шаблоны с реквизитами для оплаты коммунальных услуг, услуг операторов связи, коммерческого телевидения, интернет-провайдеров и даже штрафов ГИБДД.

Открывать депозиты через интернет предлагают очень немногие банки. О такой возможности заявили Ситибанк и Райффайзенбанк. Остальные в лучшем случае лишь принимают заявки на открытие депозитов. Как рассказал заместитель начальника отдела развития систем и альтернативных канало