Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Раскрытие информации для регулятивных целей ||| Устав и внутренние документы «СДМ-Банк» (ПАО) ||| Эмиссионные документы ||| Годовые отчеты ||| Финансовая отчетность ||| Сообщения о существенных фактах ||| Ежеквартальные отчеты эмитента ||| Список аффилированных лиц
 
Распечатать страницу
16.11.2007

Газета "ИЗВЕСТИЯ" №137 от 19 сентября 2007г.

В августе лизинговая компания "Уралсиб" успешно завершила частное размещение на международном рынке необеспеченных CLN (кредитных нот) в рублях. Одновременно состоялось первичное размещение облигаций компании "ТрансФин-М" второй серии по открытой подписке. А в начале сентября объявила о начале процедуры привлечения финансирования в форме двух облигационных займов в размере 2 и 2,5 миллиарда рублей лизинговая компания Europlan. Лизинговые компании уходят от банковского финансирования или просто стремятся диверсифицировать источники средств.

Финансирование станет более долгосрочным
Лизинговые компании в последнее время широко используют все возможности привлечь деньги, не ограничиваясь банковским кредитованием. Делают они это по разным причинам. Например, некоторые банки ограничивают сроки кредитования, а лизинг в первую очередь заинтересован в длинных деньгах. Помимо банковского кредитования у лизинговых компаний есть две основные возможности финансирования своего бизнеса, перечисляет Павел Левской, заместитель начальника финансовой службы ММБ-Лизинг: "Во-первых, использование накопленной прибыли и продажа части бизнеса. Вторая возможность - использование инструментов фондового рынка, например, вексельные программы или выпуск облигаций". Рассказывая об облигационных займах компании, президент Europlan Николай Зиновьев отмечает, что для компании и ее клиентов это станет очередным шагом к расширению возможностей и еще большей доступности лизинговых услуг, прежде всего в регионах. Кстати, это будет первый в России выход лизинговой компании с иностранным капиталом на внутренний рынок рублевых облигаций.
Рост капитализации бизнеса и многомиллиардные лизинговые портфели позволяют лидерам рынка выходить на денежные рынки и выпускать различные собственные долговые бумаги - как обеспеченные лизинговыми контрактами, так и необеспеченные, подчеркивает Алексей Кравец, начальник управления лизинговых операций НОМОС-банка: "При этом если качество лизингового портфеля достаточно высоко, подобные заимствования можно производить и на зарубежных финансовых рынках". Чем больше ликвидного имущества и собственного капитала, чем надежнее клиенты и система риск-менеджмента, тем дешевле компания сможет привлечь ресурсы, поясняет Павел Левской: "Сейчас лизинговые компании имеют возможность привлекать ресурсы на 3-7 лет. Также всегда есть возможность привлечь более дешевые средства под конкретный проект для крупного клиента. В перспективе с развитием экономики стоимость денег будет падать, а финансирование сможет стать более долгосрочным".

Слишком рискованная игра
Но не всем подходят подобные методы. "Мы серьезно изучали альтернативные банковским кредитам источники финансирования, - рассказывает Александр Кожевников, генеральный директор "Авангард-Лизинг". - Это в первую очередь облигации, как внутренние, так и внешние. Смотрели вексельный рынок. Однозначно пришли к выводу, что данные инструменты не подходят нашей лизинговой компании ни по стоимости, ни по срокам и структуре финансирования. Посудите сами, как лизинговая компания может финансировать лизинг на 5 лет, если источник финансирования - 3-летние облигации с полугодовой офертой. Это слишком рискованная игра, да и стоимость получается выше, чем у кредита".
Для привлечения средств за рубежом компания должна иметь отчетность по МСФО за несколько лет, напоминает финансовый директор компании "ГЛАВЛИЗИНГ" Валерия Айнулова: "Стоимость привлечения зависит от финансового состояния компании-заемщика, срочности ресурса и других условий. При реализации импортного финансирования привлечение экспортных страховых агентств позволяет рассчитывать на срок, превышающий 5 лет. В среднесрочной перспективе на внутреннем рынке срочность заимствований будет расти, а стоимость сокращаться. Это связано с тем, что крупнейшие российские банки имеют в своих портфелях большое количество дешевых и длинных западных денег".
Использование рыночных долговых инструментов требует существенных временных затрат на подготовку сделок, говорит Алексей Кравец: "Кроме того, привлечение профессиональных участников рынка для организации выпуска облигаций, секьюритизации, выпуска кредитных нот также стоит недешево".
При альтернативных видах финансирования лизинговая компания должна представить публичную информацию о себе, с чем тоже могут возникнуть трудности, поясняет Павел Левской: "Если говорить о секьюритизации, то компания должна иметь достаточно крупный портфель однородных активов. Низкие ставки достигаются за счет обеспечения привлеченных средств ликвидными активами, риски по которым отделены от рисков остальной деятельности компании".
Процесс получения средств в небанковских источниках финансирования носит затяжной и затратный характер. К эмитентам облигаций существуют серьезные требования, напоминает начальник отдела экономики и финансов лизинговой компании " КАМАЗ" Эдгар Храмов: "Компании, планирующие осуществить выпуск облигаций или кредитных нот, должны обладать реальными конкурентными преимуществами, вызывать живой интерес потенциальных инвесторов. В противном случае обращение к этим источникам финансирования нецелесообразно".
Cегодня у компаний меньше возможностей по привлечению средств на зарубежном рынке, подчеркивает директор кредитного департамента СДМ-банка Сергей Козлов: "Связано это с кризисом ликвидности на финансовых рынках. Что касается стоимости фондирования на российском рынке, то ставка привлечения компанией ресурсов как всегда зависит от объема сделки, отраслевых рисков, размера авансового платежа и других факторов".

Компании ограничены на рынке финансирования
Открытие долгосрочных банковских кредитных линий является наиболее удобным источником финансирования с точки зрения планирования и стандартизации кредитных условий, думает Галина Костылева, управляющий директор "Райффайзен-Лизинг": "Интересной альтернативой групповым кредитам могут служить кредитные линии под определенные трехсторонние проекты. Подготовка к привлечению такого рода финансирования занимает долгое время, готовиться необходимо заранее, и проект должен быть преимущественно долгосрочным".
Альтернативные способы финансирования до сих пор не получили широкого распространения в силу недостаточной готовности самих лизинговых компаний, заявляет Валерия Айнулова: "Для того чтобы представлять интерес на рынке публичных заимствований компания должна стать прозрачной, заметной, иметь положительную кредитную историю, сформировать стратегию развития. Кроме того, необходимо наличие опытного менеджмента, способного использовать подобные инструменты".
Считается, что лизинговый бизнес на-дежный, однако при привлечении средств компаниям это не сильно помогает. Трудности возникают оттого, что кредиторы могут требовать выполнения очень многих дополнительных условий, как по компании, так и по самой сделке, например, по достаточности капитала, величине резервов, средней сумме и рентабельности сделки, отмечает Павел Левской: "Это ограничивает компании в свободе финансирования своих клиентов". В то же время, по мнению Сергея Козлова, основная сложность привлечения средств лизинговыми компаниями связана с их недостаточной капитализацией.