Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Раскрытие информации для регулятивных целей ||| Устав и внутренние документы «СДМ-Банк» (ПАО) ||| Эмиссионные документы ||| Годовые отчеты ||| Финансовая отчетность ||| Сообщения о существенных фактах ||| Ежеквартальные отчеты эмитента ||| Список аффилированных лиц
 
Распечатать страницу
15.10.2007

Краткий обзор банковской деятельности в Интернете по материалам школы: "Финансы и Интернет" Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

Анализ электронного бизнеса в России показывает, что за последние полгода произошел всплеск интереса и ожидается лавинообразная активизация предложений в этой области. В мире к 2003 году по одним прогнозам ожидается в Интернете 10% от общего числа всех сделок и по другим прогнозам - оборот электронной коммерции к 2003 году достигнет 1 триллиона долларов США.

Рекомендуемая последовательность действий при формировании проектов в Интернете - сначала строится внятная модель бизнеса, не привязанная к среде Интернет, потом - проработка рисков и только далее - оценка преимуществ ведения этого бизнеса в Интернете.

"Бизнес в Интернете - это сначала Бизнес, а потом в Интернете". Требуется отдельный департамент т.к. это - Бизнес, а не сопутствующий сервис.

Перспективы: мобильная коммерция, типизация бизнеса и создание Интернет бирж.

Можно выделить 6 основных направлений, по которым СДМ-Банк может осуществлять свою деятельность в Интернете.

  1. Internet-Banking. Управление клиентом своим счетом в банке через Web browser - самое перспективное направление. В России сейчас активно оказывают подобные услуги 7 банков и столько же фирм разработчиков, причем удвоение числа банков прогнозируется уже через квартал. СДМ-Банк запустил систему iBank фирмы Бифит в филиале в С-Петербурге и по результатам работы с реальными клиентами осенью планирует предоставлять эти услуги и клиентам Московского офиса. Кроме стандартных услуг по управлению счетом юридическими лицами большой спрос есть на безналичную конвертацию валюты в режиме ONLINE. Существует реальный спрос на проведение платежей через Интернет и у физических лиц - клиентов СДМ-Банка. Опасаясь вводить номера своих пластиковых карт в Интернете, они, тем не менее, согласны использовать систему с криптозащитой своего банка. Надо также рассмотреть вопрос о целесообразности оказания заранее определенных услуг для физических лиц, таких как прием коммунальных платежей, оплата за сотовые телефоны, за доступ в Интернет, за бензин и т.д. Это возможно осуществлять, например, дополнив систему пока только информационного телефонного Телебанка.
  2. Интернет - как средство развития клиентуры банка. Наиболее интересное направление - помогать бизнесу своих клиентов, увеличивая их и свои обороты. Основная идея заключается в формировании механизма для поиска партнеров по бизнесу между клиентами банка и формирование таких условий, при которых им будет удобнее и выгоднее работать друг с другом. Эту деятельность планируется осуществлять через сайт, где будет размещена база данных по сфере деятельности клиентов. Должны будут оказываться как информационные услуги, так и льготы при заключении сделок между клиентами банка в особенности и между клиентами филиалов. Следующий шаг в этом направлении - ONLINE платежи и оказание комплекса услуг через WEB сервер СДМ-Банка. Бизнес-клиент превращается в партнера, а совместные продукты, как известно, эффективнее собственных.
  3. Бизнес совместно со своими клиентами - B2B (Business to Business). Из всех прочих направлений реальная окупаемость в обозримом будущем прогнозируется только при B2B. Как пример может быть рассмотрен наш клиент фирма Европолис. Это оптовый склад кондитерских изделий, имеющий фиксированные цены, синхронизированную со складом базу данных товаров и высказанное желание на совместный с нами e-бизнес. Окупаемость может быть достигнута за счет увеличения оборотов, так и за счет прихода в наш банк покупателей Европолиса. Основной проблемой является невозможность в режиме ONLINE проводить платежи, когда покупатели Европолиса не имеют счетов в СДМ-Банке. Путь решения этой проблемы - в попытке Европолиса уговорить своих основных оптовых покупателей перевести свои счета в СДМ-Банк. Успех этой попытки может определиться участием руководства СДМ-Банка в переговорах с Европолисом, в которых должны быть выработаны такие условия, при которых клиентам Европолиса стало бы выгодно стать клиентами СДМ-Банка.
  4. Интернет-коммерция через платежные системы B2С (business to customers). По заявлению платежной системы CyberPlat (www.cyberplat.ru) 80-90% всех платежей по пластиковым картам от российских интернет-магазинов осуществляется через них, что составляет более 1 млн. долларов США. Подключено 98 магазинов, в которых совершили покупки более 125 тыс. человек. На сегодняшний день - это самая продвинутая и популярная платежная система по пластиковым картам (В2С - бизнес с конечным покупателем). В настоящее время платежная система CyberPlat выделилась в отдельную фирму и предлагает другим банкам участвовать в их бизнесе. Ведутся переговоры с двумя банками, но пока платежи проводятся только через банк "Платина". Можно открыть корсчет в банке Платина и тем самым присоединиться к системе. Это наиболее простой из возможных шагов в этом направлении. Есть и другие платежные системы: "ЭлИТ" (www.elit.ru), разработанная специалистами компании "АйТи" и работающая через Автобанк; СТБ…, но пока их перспективы очень туманны. В любом случае на данный момент вкладывание денег в такое направление является чисто инвестиционной деятельностью.
  5. Интернет-трейдинг. Как это ни парадоксально звучит - это наиболее стандартизованное направление е-бизнеса. Существуют 6 сертифицированных ММВБ систем ONLINE торговли акциями , отработанные в разных банках. Риски несут сами пользователи систем, а банк предоставляет только сервис. Гута-Банк (trade.guta.ru) за последние 3 месяца в разы увеличил обороты ONLINE брокера.
  6. Скретч-карты. Это предоплаченные карты с кодом, который появляется после соскабливания защитного слоя. Это самое новое направление - портал (e-port.ru) принимающий скретч карты открылся меньше месяца назад. Уже имеются 83 точки продажи карт. К концу года планируется - 500. Услуг пока мало - принимаются к оплате счета за сотовые телефоны, доступа в Интернет и услуг IP-телефонии. Тем не менее это может стать самым распространенным способом оплаты в Интернете в силу специфики России - проблемы безопасности и корректности оплаты по пластиковым карточкам в Интернете. Риск минимальными суммами - номиналы скретч карт $7 и $21. Удобство использования, если ими можно будет оплачивать весь спектр услуг.

Перечисленные направления указаны в порядке приоритета интересов СДМ-Банка и понимания его места в Интернете.

Автор будет признателен предложениям, критике и любым отзывам на указанную тему.

Начальник управления автоматизации
КБ "СДМ-Банк"
Клюкин Александр Петрович
тел.: (095) 490-0871, 490-4571