Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
Распечатать страницу

Новости

18.09.2014

ПРОЦЕСС НОРМАЛЬНЫЙ И ЗАКОНОМЕРНЫЙ

Последние десятилетия российский банковский сектор развивался быстрее, чем экономика в целом. Насколько это нормально? Сейчас темпы его роста замедляются. Придут ли они к значениям «как все»?

Банковская система — одна из ключевых составляющих любой рыночной экономики. Банковский сектор и экономика в целом взаимосвязаны, взаимозависимы и развиваются поступательно в едином темпе. Но именно в силу отсутствия рыночной экономики в период существования СССР банковский сектор в нашей стране не имелвозможности развиваться. В результате за последние десятилетия после распада СССР банковскому сектору пришлось пройти колоссальный путь, чтобы выйти на цивилизованный уровень. Если в других областях экономики, например в сельском хозяйстве, в бытность СССР участие государства носило системный характер, отрасль совершенствовалась, развивалась, внедрялись новые технологии, то банковская сфера такого развития не имела. Это привело к тому, что пришлось практически с нуля отстраивать всё, что было утрачено, попросту навёрстывать упущенное. И речь идёт не о наращивании оборотов, но о внедрении принципиально новых для отрасли технологий, чтобы соответствовать потребностям населения и реалиям рыночной экономики. В настоящее время банковский рынок вышел на необходимый уровень, стадия бурного роста (навёрстывание упущенного) стала сменяться постепенным развитием. Это вполне естественно и закономерно.

Согласны ли вы с утверждением, что в ближайшее время развитие экономики вообще и банковского сектора в частности возможно лишь с опорой на государственные ресурсы? Если да, какие механизмы следует задействовать, чтобы обеспечить доступ к этим ресурсам большему числу банков?

Я не могу однозначно согласиться с утверждением, что в ближайшее время развитие банковского сектора возможно только с опорой на государственные ресурсы, — далеко не для всех банков данное утверждение справедливо. Банки, занимающиеся кредитованием проектов государственного уровня (крупных заводов, производственных холдингов, предприятий сельского хозяйства и др.), — это, как правило, государственные банки. Вполне естественно и очевидно, что они рассчитывают на господдержку. Если же речь идёт о менее масштабных проектах, обслуживании предприятий малого и среднего бизнеса, физических лиц, то банкам, работающим в данной сфере, государственное фондирование и помощь не так важны. Они вполне способны работать и развиваться без поддержки государства за счёт услуг, предоставляемых населению, предприятиям МСБ. Во всяком случае сегодня они в целом живут на собственные средства.

Какие проблемы банковского сектора вы оцениваете как самые «болевые точки»? Способна ли концентрация этих проблем привести к системному кризису?

Что касается так называемых «болевых точек», то есть когда банки в погоне за объёмами снижают качество своих активов, — это убытки, невозвратные долги и др. Но следует отметить, что это проблема не всей банковской системы, а только отдельных банков. Это действительно может привести к кризису, но опять же — лишь в подобных банках. Угрозы системного кризиса по этой причине я не вижу. Большинство современных цивилизованных банков сформировали адекватные резервы, что позволяет им быть более подготовленными в условиях текущей экономической нестабильности.

Какие точки роста банковского сектора вы видите? Как их активировать?

Точками роста банковского сектора в настоящее время можно назвать создание и развитие новых сервисов для клиентов. Сегодня банк — не просто кредитующий финансовый институт, это организация, предоставляющая большой спектр финансовых сервисов и услуг, которые должны отвечать потребностям клиентов. Внедрение новых сервисов позволяет клиенту в дистанционном режиме осуществлять различные операции, управлять счетами, получать финансовые консультации и таким образом снижать свои издержки, получать дополнительный доход, страховать валютные риски и многое другое. Намного эффективнее и прогрессивнее — внедрять дистанционные сервисы, чтобы, например, все банковские процедуры клиент мог провести на своём личном смартфоне, нежели открывать новые отделения банка.

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость