Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
Распечатать страницу

Новости

08.04.2014

Известия   |   Политика   |   Анастасия Алексеевских, Елена Теслова

ГД торопит Центробанк с созданием национального рейтингового агентства

Комитет Госдумы по финансовому рынку просит Центробанк поторопиться с подготовкой закона о создании национального рейтингового агентства

Комитет Государственной думы по финансовому рынку обратился в Министерство финансов и Центробанк с просьбой ускорить подготовку законопроекта, регламентирующего деятельность национальных рейтинговых агентств. По мнению депутатов, многие структуры подобного рода, действующие на территории страны, политически ангажированы и зачастую понижают рейтинг, руководствуясь не экономическими и финансовыми показателями, а политической конъюнктурой. Об этом «Известиям» рассказала председатель думского комитета по финансовым рынкам Наталья Бурыкина («Единая Россия»).

— Мы не раз уже поднимали вопрос создания национального рейтингового агентства, в том числе я обсуждала его с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным. Детали поручено проработать Центробанку как мегарегулятору и Министерству финансов. Мы обратились и в Минфин, и в Центробанк с просьбой активизироваться в этом направлении, — говорит Бурыкина.

Оценки международных рейтинговых агентств не раз подвергались критике. Так, в 2013 году правительство США подало в суд на международное рейтинговое агентство Standard & Poor's, обвинив его в том, что его действия отчасти спровоцировали мировой финансовый кризис. Также обвинениям подверглись еще два рейтинговых агентства — Moody's и Fitch. В ноябре 2011 года S&P ошибочно понизило рейтинг французской экономики (в чем призналось) с ААА до АА+, что вызвало резкую критику со стороны французского правительства и введение еще более жесткого законодательного регулирования частных кредитных рейтинговых агентств. В январе 2012-го агентство снова — на этот раз ошибки не было — понизило рейтинг второй по величине европейской экономике — до AA+. В тот же день до АА+ были снижены также рейтинги Австрии, Испании, Италии, Португалии, Мальты, Словакии, Словении и Кипра, что вызвало негативную реакцию со стороны правительств этих стран. В частности, итальянский государственный аудитор Corte dei Conti указал на то, что при оценке инвестпотенциала не учли культурное наследие Италии.

По мнению зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова («Справедливая Россия»), наличие ответственности — уголовной, материальной или административной — заставило бы представителей рейтинговых агентств более детально анализировать состояние дел перед тем, как ставить оценки.

— Надо ввести ответственность для рейтинговых агентств за недостоверное предоставление информации и за установление недостоверных рейтингов. Как минимум — исключать из числа аккредитованных при Минфине. Надо также провести инвентаризацию российского законодательства, где ссылки только на международные агентства. Таким образом, они ставятся в заведомо преимущественное положение, — полагает депутат.

У национального рейтингового агентства изначально будут очень существенные преимущества перед существующими международными в странах БРИКС и на постсоветском пространстве, уверен эксперт рабочей группы комитета Госдумы по информационной политике Денис Маймистов.

— Рейтинги некоторых стран, которые представляют международные рейтинговые агентства, зачастую занижены в силу того, что регион является «закрытым» для Запада. В этом плане у российских финансистов гораздо больше возможностей. Это, например, касается Китая, Казахстана и некоторых других стран, — полагает Маймистов.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин предлагает развивать уже существующие рейтинговые агентства.

— То, что нас обижают в политических целях, — это понятно. Рейтинговые агентства еще и не такое учиняют. Так, например, при составлении рейтингов муниципалитетов США они ленятся узнавать реальное положение дел и для страховки занижают оценку муниципальных ценных бумаг. Так что недовольство они вызывают у очень многих. Нам же надо сосредоточиться на работе, поскольку влияние подобных организаций основано на репутации, а чтобы ее заработать нужны годы, — подчеркнул он.

Предложения в этой сфере есть и у Совета Федерации. Как заявила председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко, в скором времени они будут представлены на рассмотрение Госдумы.

Сами банкиры считают, что отечественные агентства пока не обладают столь же богатой историей и репутацией, как их западные коллеги.

— Предположим, получится создать национальное рейтинговое агентство. Допустим, оно будет независимым и непредвзятым. Но использовать данный рейтинг, скажем, при выпуске еврооблигаций какого-нибудь «национального достояния» на западных рынках не получится, по крайней мере сразу. Данные рейтинги должны быть акцептованы партнерами во всем мире. Поэтому отказаться сразу и полностью вряд ли возможно, — считаетдиректор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев.

Зампред СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин положительно оценивает идею национального агентства, однако он также сомневается, что западные инвесторы будут сразу ориентироваться на него. По мнению Андрюшкина, отказываться от западных рейтингов на данном этапе неправильно: пока реальной альтернативы им нет, и западные инвесторы часто ориентируются именно на них при принятии решения об инвестировании средств в конкретные российские компании. 

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/568703#ixzz2yGoC02RU
  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость