Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
Распечатать страницу

Новости

10.05.2011
Ведомости
 

Всем выйти из сумрака, или почему малый бизнес не хочет переписываться?

Максим Солнцев, председатель правления СДМ-банка

Государство решило в очередной раз осмыслить свои взаимоотношения с малым и средним бизнесом. Перепись малых предпринимателей, завершившаяся 1 апреля, показала, что большинство из них не горят желанием ответить взаимностью на этот его порыв.

Перепись замышлялась как глобальное мероприятие. Ее результаты должны помочь властям точно прогнозировать развитие малого бизнеса и разработать более действенные меры его поддержки государством.

Первая часть переписи, которая закончилась сейчас, предполагала добровольное участие в ней предпринимателей. Вопросы переписи не сложны: выручка, численность занятых, направление бизнеса и другие далеко не секретные данные. Но, как оказалось, малый бизнес не стремится рассказывать государству даже это.

В апреле начался второй этап переписи: к «отказникам» придут «счетчики» из Статкомитета и «опишут» их уже очно. Сознательным «уклонистам» светит штраф от 3000 до 5000 руб. Но даже уплатив штраф, им все равно придется поучаствовать в переписи — как оказалось, это дело обязательное.

Так почему же все таки малый бизнес так стойко отказывается от статистического сотрудничества с государством? В среднем по России к 1 апреля анкеты сдали не более 10% предприятий, в некоторых регионах органы статистики даже продлили сроки сдачи анкет на неделю-две.

Судя по всему, малый бизнес, уставший от непоследовательной и часто декларативной политики государства по регулированию сектора, просто не понимает, для чего вообще эта перепись нужна, и что она может принести взамен. Эта накладывается на «чисто российский» менталитет: наши люди не очень любят предоставлять о себе какие-либо сведения государству, тем более добровольно.

Мы привыкли, что чем меньше о нас знает государство, тем нам спокойнее жить. И в переписи населения мы участвуем, скорее всего, благодаря собственной пассивности. «Счетчики»-то домой к нам приходят. Поэтому, надо думать, что второй этап переписной кампании, когда представители Росстата будут ходить по предприятиям и описывать их, будет более результативный, чем первый, сугубо добровольный.

Но все же чуда ожидать не стоит. У наших предпринимателей, особенно, владельцев малого бизнеса, подспудно существует некий антагонизм с государством. К сожалению, программа поддержки малого предпринимательства практически не работает, реальной помощи от государства бизнесмен не чувствует. Вот он и не хочет, а в большинстве случаев просто боится давать какую-то информацию о себе.

Он не видит от этого никакой пользы, а определенный вред для себя спрогнозировать может. Наш малый бизнес в большой части своей деловой активности находится в серой области экономики. Многие предприниматели считают рискованным предоставлять о себе какую-либо информацию, поскольку предвидят тут определенные проблемы.

Но не все так мрачно, как кажется на первый взгляд. Бизнесменов можно довольно просто мотивировать на участие в переписи. Как, например, делали в советское время, чтобы побудить людей активнее ходить на выборы? Помните, на избирательных участках обязательно устанавливались буфеты, в которых продавались бутерброды с дефицитной колбасой по низким ценам и еще что-то редкое для обычного человека? Для многих это было основным стимулом прийти на участок и проголосовать.

Для вовлечения предпринимателей в перепись можно было бы применить похожий маркетинговый подход, предложив им взамен какую-либо услугу. Это могла бы быть, например, консультация налоговиков по бухучету или ведению бизнеса, возможность задать вопросы (и, что немаловажно, получить на них ответы) руководителям ведомств, отвечающим за развитие малого бизнеса в стране. Кроме того, государство должно четко объяснить цель этой переписи, и в каких именно программах полученная информация будет использоваться. Почему, к слову, перепись населения всегда широко рекламируется в СМИ, а о переписи малого бизнеса, которая тоже очень важна, многие бизнесмены узнали из новостей о том, как она неудачно прошла?

Предпринимателям необходимо четко разъяснить, что данные, которые указываются ими при переписи, будут обезличены в ходе обработки и не попадут в налоговую службу. Интерес к переписи был бы существенно выше, если бы бизнесмены могли передавать необходимые сведения по электронной почте или по интернету. Немаловажно также довести до всех информацию о том, что полученные в результате переписи статистические данные будут публичными, и участники переписи будут иметь к ним доступ в числе прочих заинтересованных лиц.

Пока всего этого нет, предприниматели не видят смысла предоставлять о себе какие-либо данные. Не исключено, что кто-то скорее предпочтет заплатить штраф, но не сдаваться статистикам.

Получается, по результатам нынешней переписи государство не получит репрезентативных данных, а значит, не сможет составить четкую программу поддержки сектора. Конечно же, в этом есть немалая доля вины самого малого бизнеса, который фактически проигнорировал перепись. Но и государству тоже следовало бы учитывать психологию предпринимателей и предпринять некоторые шаги с целью подтолкнуть их к участию в процедуре. Теперь же, похоже, малый бизнес снова попадет в замкнутый круг, когда написанные для его поддержки госпрограммы не будут работать.

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость