Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
Распечатать страницу

Новости

24.12.2009

ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ №239
Дата: Декабрь 24, 2009.
Тип издания: Приложение к ежедневной общественно-политической газете «Известия».
Тираж: 235 000 экз.
Распространение: Россия.

Граждан России хотят защитить при посещении общественных мест

Страхование объектов малого и среднего бизнеса может стать обязательным — с таким предложением вчера выступил министр по чрезвычайным ситуациям России Сергей Шойгу. Трагедия в клубе «Хромая лошадь» унесла жизни 150 человек, еще около сотни получили тяжелые травмы, и никто, помимо государства, не оказал пострадавшим помощи. Между тем во всех цивилизованных странах это дело страховых компаний, любой объект имеет полис гражданской ответственности, который защищает его посетителей.

В магазине обвалилась тяжелая палета, груженная пакетом с соками, она упала с самого верхнего яруса. Поблизости, к счастью, никого не оказалась, но ведь она легко могла убить или серьезно покалечить сразу много людей. В ресторане рядом со столиком упала люстра, опять никто не пострадал, но тоже чисто случайно.

Это все реальные истории из жизни, очевидно, что посещение любых общественных мест потенциально опасно. Причем пожар — далеко не самая распространенная угроза, обычные травмы в силу своей множественности уносят гораздо больше жизней.

Стоит отметить, что западная культура страхования ответственности и без указаний сверху уже распространяется по России. Так, во всех вертикально интегрированных нефтяных компаниях «Финансовым Известиям» заявили, что их АЗС застрахованы. Что же касается независимых заправочных станций, то за них ответил глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. «Независимые АЗС также страхуются. На самом деле это недорого — пару тысяч в год. Но эта страховка покроет вероятный ущерб», — отметил эксперт. «Я считаю, что инструмент страхования — один из самых эффективных. Его нужно внедрять и даже делать обязательным. Я не вижу в этом ничего страшного. Наши сети ресторанов уже застрахованы», — говорит генеральный управляющий ресторанной компании «Арпиком» Михаил Зельман. Торговля тоже не отстает, правда, пока в основном заграничная. «Предложение Сергея Шойгу мы считаем правильным. Наши магазины застрахованы по риску пожаров и землетрясений, а также по гражданской ответственности, ущербу, причиненному клиенту. Это наша собственная инициатива. Размеры выплат в страховых случаях должны определяться независимыми экспертами и страховыми компаниями», — говорит директор по связям с общественностью гипермаркетов «Ашан» Мария Курносова.

Итак, практически никто не против. Правда, предприниматели опасаются, что всех причешут «под одну гребенку». «Банк — учреждение не травмоопасное и, на мои взгляд, может быть отнесен к категории предприятий с минимальным риском для здоровья людей. Более того, любое отделение строится в соответствии с достаточно серьезными техническими требованиями. Во всяком случае, на своем веку не припоминаю прецедентов, когда клиенты, пришедшие к нам в офис, получали какие-то увечья. На мой взгляд, введение обязательного страхования гражданской ответственности может быть более актуальным для предприятий, деятельность которых сопряжена с повышенным риском здоровью клиентов, например, там, где собирается большое количество людей на небольшой территории, где разрешено употребление алкоголя», — считает зампредправления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин. По большей части финансист прав, но ведь всякое бывает... Так, в Америке, где очень развита культура страхования, банкиры предпочитают заранее «подстелить соломки». Вдруг клиент поскользнется и расшибет голову о стойку, и тогда кредитная организация получит иск на огромную сумму. «В США, например, адвокаты потерпевших разорят любого бизнесмена, если будет хоть какая-то причина для иска. Предприниматель страхует свою ответственность не из страха нарушить закон и заплатить штраф, а защищаясь от возможных миллионных исков потерпевших», — поясняет директор центра страхования ответственности компании «РОСНО» Галина Гуляева.

Страховщики в целом тоже поддерживают предложение Сергея Шойгу, но предварительно необходимо провести многочисленные подготовительные мероприятия. В том числе в плане законодательства. «Введение обязательного страхования помещений от пожаров, как известно, противоречит действующему законодательству и вряд ли может, по большому счету, снизить риски гибели людей при пожарах, если владельцами или арендаторами не будут соблюдаться нормы пожарной безопасности», — отметила заместитель начальника отдела по развитию каналов продаж и работе со страховыми и профессиональными сообществами страховой компании «Согласие» Анна Данилина. Первая проблема есть. Второй, естественно, станет размер покрытия и тарифы. «Думается, что жизнь россиян следует оценивать единообразно. Скажем жизнь погибших в авиакатастрофах оценивается в 2 млн рублей, следовательно компенсация погибшим в результате экстренных событий на земле не должна быть ниже. Что касается стоимости такой страховой зашиты, то тут необходимо провесит серьезнейшую работу, поднять весь пласт статистических данных, и только после этого можно говорить о тарифах», — считает первый заместитель генерального директора страховой группы «Межрегионгарант» Дмитрий Климов.

Будет ли толк от новой «обязаловки»? Страховщики уверены, что будет. «Если ввести обязательное страхование ответственности владельцев объектов досуга перед посетителями, то страховые компании будут дополнительной ступенью контроля за соответствием этих заведений всем требуемым нормам. В результате вероятность событий, подобных пермскому, заметно снизится, что, собственно, и является главной задачей», — уверен Дмитрий Климов. Действительно, при ненадлежащем уровне безопасности страховщик либо поднимет тариф, либо в особо запущенных случаях и вовсе откажет в полисе, наличие которого будет обязательным. И тогда заведению придется закрыться до устранения нарушений добровольно, а не после очередной трагедии.

Конечно, есть опасность, что новый вид сборов предприниматели «перенесут» на потребителей, просто повысив цены. Причем значительно, использовав страхование просто как предлог. Но здесь уже дело за грамотным госрегулированием. Ровно как и в вопросе покрытия и тарифов, благо не очень удачный опыт О САГО уже имеется.

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость