Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
Распечатать страницу

Новости

16.11.2007

Журнал "ФИНАНС" №40 от 22 октября 2007г.

На фоне кризиса ликвидности граждане могут почувствовать свою значимость и заработать: за их деньги банки развернули борьбу, поднимая ставки, улучшая сервис и предлагая подарки.

Последние годы банковские вклады теряли популярность у населения. Отчасти по причине высокой инфляции, которая «съедает» почти все проценты, отчасти – из-за повышения образованности граждан: приобщения к другим инструментам, например, ПИФам. Не лучшим образом отразился на депозитах и кризис доверия 2004 года.

Однако в 2007-м ситуация начала меняться. За первые 7 месяцев текущего года динамика депозитов граждан, согласно данным ЦБ, уже превзошла показатели аналогичного периода 2006 года: 17,1% (652 млрд рублей) против 15,7% (433 млрд). Одна из причин повышения интереса граждан к депозитам – осознание того, что система страхования вкладов действительно работает. Причем в текущем году более чем в два раза – со 190 тыс. до 400 тыс. рублей – был увеличен максимальный размер возмещения средств государством в случае краха кредитной организации.

Еще один аргумент в пользу депозитов - невысокая доходность, которую последнее время показывают альтернативные продукты. Так, за 9 месяцев текущего года фонды акций принесли в среднем лишь около 1%. «Управляющие компании не оправдали ожиданий инвесторов, - комментирует гендиректор УК «Альфа-Капитал» Михаил Хабаров.- С начала 2007года граждане вложили в ПИФы 25 млрд рублей, то есть более чем в 25 раз меньше, чем разместили во вклады».

В свете последних событий на мировых рынках объем депозитов населения будет увеличиваться еще быстрее. Ведь за рубежом теперь занимать крайне сложно, а на внутреннем межбанковском рынке - дорого. Как заметил на днях председатель ЦБ Сергей Игнатьев, после проблем в США ставки по однодневным кредитам, предоставляемым банкам друг другу, выросли с 3-4% до 7-8%. Таким образом, вкладчики для российских кредитных организаций становятся «палочкой-выручалочкой».

«Многие банки нацелились на привлечение средств от частных лиц», - говорит замдиректора департамента розничного бизнеса Росбанка Дмитрий Бечканов. Вице-президент Юни-аструм-банка Дмитрий Хилько подтверждает - в последние месяцы конкуренция на рынке заметно обострилась, поскольку «на охоту» за деньгами населения вышли финучреждения, которые ранее предпочитали иностранные заимствования. «Их предложения значительно выгоднее, поэтому остальные участники рынка вынуждены пересмотреть свои условия и предлагать более конкурентные проценты», - говорит эксперт.
О повышении ставок по вкладам банки стали заявлять один за другим. Среди повысивших проценты - ВТБ24, «Юниаструм», «Уралсиб», Московский кредитный банк, Номос-банк, МБРР Русь-банк. В среднем по рынку ставки выросли на один процентный пункт, но некоторые финучреждения улучшили условия «до неузнаваемости». Скажем, Пробизнесбанк поднял ставки по депозитам сразу на 3 процентных пункта.

Участники рынка уверены; кредитные организации и дальше будут идти по пути увеличения процентов по депозитам, поскольку в ближайшее время ситуация на рынке кардинально не изменится. «А это значит, что и конкурентная борьба между банками за деньги частных лиц будет только возрастать», - добавляет Владимир Луценко.
Помимо повышения ставок кредитные организации будут использовать и другие способы привлечения клиентов. В частности, повышение уровня сервиса. Скажем, недавно банк «Финсервис» предложил открывать депозиты прямо через банкоматы. «Мы оцениваем депозиты как перспективный сегмент, но сегодня на рынке предложения по вкладам в большинстве случаев очень похожи, в связи с чем и возникает потребность поиска конкурентных преимуществ», - сообщили в «Финсервисе».
«Нововведение может оказаться вполне эффективным - считает зампред СДМ-банка Владимир Луценко. - Технически ввести такую услугу достаточно просто, многие кредитные организации могли бы пойти по этому пути». Однако пока «Ф.» удалось найти лишь одно финучреждение, которое предоставляет аналогичный сервис - Межпромбанк-плюс.
Другой, более распространенный ход, позволяющий привлечь средства частных лиц - рекламные акции. К примеру, МДМ-банк сейчас заманивает вкладчиков подарками. «Пойдем откроем вклад и получим мобильный телефон», - говорит в рекламе жена мужу. Тот отвечает, что хочет фотоаппарат. При открытии депозита МДМ выдает подарочную карту, на которую можно «затовариться» в крупной сети, продающей бытовую технику. Однако «разгуляться» не удастся: самый большой номинал сертификата - 2 тыс. рублей, а чтобы его получить, необходимо разместить в банке не менее 600 тыс. рублей.

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость