Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Публикации

23.10.2017

Процесс усиления контроля банков за операциями клиентов идет уже не первый год, и я уже рассказывал о том, почему это происходит и как бизнесу надо реагировать на действия банков. Этим летом ЦБ принял несколько новых документов, которые требуют от банков дополнительно усилить контроль за клиентами. Это вновь напрямую затрагивает интересы малого бизнеса и создает для них новую реальность, которую они не могут не учитывать.

В этой статье я расскажу о нововведениях и о том, к чему в связи с ними должны быть готовы компании малого бизнеса.  

Как известно, одной из главных задач усиления банковского контроля является выявление организаций, которые не ведут реальной деятельности, а используются владельцами для перевода безналичных денежных средств в наличные, ухода от налогов или незаконного возмещения НДС из бюджета, вывода денег за рубеж. В новых методических рекомендациях, выпущенных этим летом, Банк России конкретизировал признаки, свидетельствующие, что организация не занимается реальным бизнесом. На это могут указывать: отсутствие у компании выплат заработной платы или ее выплата в минимальном размере, отсутствие платежей, которые сопровождают хозяйственную деятельность, а также минимально необходимый размер уплаты налогов и других обязательных платежей - ниже 0,9% от дебетового оборота по счету.

Банки выявляют клиентов, операции которых имеют эти признаки, изучают их и, если их подозрения подтверждаются, отказывают в дальнейшем проведении операций, а также в одностороннем порядке расторгают договор банковского счета. О подобных действиях банки обязаны информировать ЦБ, который, в свою очередь, направляет эту информацию во все банки страны. Эта мера была введена для того, чтобы затруднить работу «однодневок» и других компаний, пойманных на нарушениях законодательства. Раньше они, получив отказ в обслуживании в одном банке, могли буквально перейти дорогу и спокойно открыть счет в другом. Чтобы пресечь эту практику, банки по собственной инициативе начали обмениваться информацией о неблагонадежных клиентах, а теперь этот обмен уже стал обязательным. Кроме того,  сейчас у подозрительной компании куда меньше шансов открыть счет в другом банке, ведь за это самим финансовым организациям грозят проверки и санкции со стороны регулятора.

Кроме того, банки ужесточили требования не только к самим компаниям, но и к их контрагентам и транзакциям, которые они проводят, так банк должен хорошо понимать, с кем работает его клиент. Сегодня ответственность за выбор контрагентов лежит на самой компании, поэтому проверка клиентов – это ее обязанность.

На самом деле, проверка контрагента не отнимает много времени и не требует фантастических затрат. Перед заключением соглашений с потенциальным партнером проверьте по базе данных ФНС его регистрационные данные, руководство, адрес, реквизиты, загляните на его сайт, чтобы убедиться, что сайт обновляется и компания «живая». Обратите внимание на действующие договоры аренды, банк, в котором обслуживается партнер, поищите в судебной базе данных информацию о судах, в которых он участвует, а по базе судебных приставов – какие против него ведутся исполнительные производства. Посмотрите, что пишут о компании в интернете, какие о ней есть отзывы. Это все – открытые источники, которые помогут вам лучше узнать контрагента.

Если среди ваших партнеров есть иностранные фирмы, будьте готовы, что банк попросит у вас информацию о них и их конечных владельцах и будет дополнительно проверять эти компании, а также банки, в которых они обслуживаются.

Но давайте представим, что где-то что-то у вас пошло не так, и банк все же заподозрил вас в чем-то нехорошем. В первую очередь, он заблокирует сделку, которая показалась ему подозрительной. Следующим шагом банк потребует от вас предоставить документы, подтверждающие, что вы ведете реальный бизнес с этим или другим контрагентом. Вам предстоит доказать, что и вы, и ваш контрагент – действительно работающие компании.

В данной ситуации главное не воевать с банком, не угрожать «пожаловаться, куда следует», а занять конструктивную позицию и быть готовым к откровенному диалогу с банком. Можно пригласить представителей банка к себе в офис, показать свои торговые или производственные помещения, склады и т.д. Если представители банка не готовы к таким поездкам, несите в банк договоры, которые подтвердят ведение хозяйственной деятельности, акты приемки работ/услуг, действующие договоры на аренду помещений, подробное описание деятельности вашей компании, содержащее описание основных контрагентов, ссылки на их сайты, описание структуры собственности вашей компании и информацию о реальных собственниках бизнеса. Если у вас есть счета в других банках, возьмите у них рекомендательные письма.

За свою репутацию нужно активно бороться, ведь если все же банк расторгнет с вами договор, то последствия могут быть не очень приятными. Я надеюсь, что с вами ничего подобного не случится, и эта информация вам нужна исключительно чтобы знать, как жить в новой реальности. Но, в любом случае: предупрежден, значит - вооружен. Как поет в песне американский кантри-певец Рикки Скэггс: «Мы не можем управлять ветром, но мы можем настроить паруса».

Источник публикации: ВЕДОМОСТИ

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость