Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Публикации

22.06.2017

Фальшь из машины: как поступить с поддельной купюрой из банкомата

Мошенники стали активнее сбывать фальшивые купюры через банкоматы, сообщает Центробанк. Каковы шансы получить поддельную банкноту от устройства самообслуживания и можно ли поменять ее на настоящие деньги?

Банкоматы российских банков стали чаще использоваться для сбыта фальшивых купюр, заявил первый зампред Банка России Георгий Лунтовский на конференции «Актуальные вопросы развития наличного денежного обращения». По его словам, это связано с тем, что многие банки все еще используют «дешевые модели банкнотоприемных устройств», которые проверяют один-два защитных признака банкноты. Такие банкоматы не способны отличить фальшивые купюры от настоящих, отмечает Лунтовский. Как пояснила РБК пресс-служба Банка России, под сбытом фальшивых банкнот подразумеваются именно случаи приема поддельных купюр банкоматами, а не выдача поддельных банкнот населению.

По словам первого зампреда ЦБ, с начала 2013 года российские банки обязаны использовать банкоматы, проверяющие наличие у купюры как минимум четырех машиночитаемых защитных признаков (магнитные метки, люминесценция отдельных элементов под воздействием ультрафиолета и инфракрасного излучения и т.д.). Однако апгрейд оборудования означает для банков рост издержек, поэтому многие из них продолжают использовать банкоматы, проверяющие только один-два признака, а требование ЦБ об ужесточении контроля игнорируют. В этой связи Центробанк думает об ужесточении мер воздействия против банков-нарушителей, вплоть до «экономических наказаний», подчеркнул в ходе конференции Лунтовский.

Откуда берутся подделки

Представители сервисных компаний, обслуживающих банкоматы, отмечают, что большинство устройств самообслуживания в стране действительно являются устаревшими и не соответствуют техническим рекомендациям ЦБ. «Таких банкоматов львиная доля», — говорит генеральный директор компании «Хендз сэйлз» Дмитрий Слащёв. По его словам, обновить механизмы в старых машинах не всегда технически возможно.

В то же время Слащёв убежден, что преобладание устаревшего оборудования никак не влияет на число фальшивых купюр, попадающих в руки клиентов, а заявление Лунтовского из ЦБ касается только банков, а не частных лиц. «Дело в том, что, кроме новейших банкоматов с функцией кеш-ресайклинга, во всех устройствах деньги клиенту выдаются из отдельного от купюроприемника сейфа. Таким образом, даже в старых банкоматах клиент получает деньги, которые проверили сотрудники банка, погрузили в кассеты и доставили их инкассацией», — говорит эксперт.

Если же банк использует устройства с функцией кеш-ресайклинга (технология, позволяющая выдавать наличные деньги, внесенные в банкомат одним клиентом, другому клиенту, желающему снять наличные), вероятность получения фальшивки еще ниже: эти банкоматы имеют весь необходимый технический функционал для проверки всех признаков настоящей банкноты.

«Они даже умеют сравнивать серийные номера, так что банкноту, склеенную из остатков других, вам никто не выдаст. Более того, производители банкоматов сами следят за рынком поддельных денег и нередко дистанционно обновляют ПО, чтобы их техника могла отличать даже самые свежие разработки фальшивомонетчиков», — подчеркивает Слащёв.

Менеджер по работе с ключевыми клиентами сервисной компании BTE Дмитрий Пименов уточняет, что прием поддельных купюр банкоматами может быть связан с устаревшим программным обеспечением, а не с моделью устройства самообслуживания. Так, в августе прошлого года Сбербанк обновлял программное обеспечение для отслеживания поддельных банкнот номиналом 5 тыс. руб. из-за роста числа таких подделок, приводит пример эксперт. Пименов убежден, что с помощью обновлений ПО можно решить проблему распознавания поддельных купюр в банкоматах.

Впрочем, фальшивомонетчики не сидят сложа руки, прибегая к все более хитрым способам подделки. Фальшивые купюры, выявляемые банками, постоянно обновляются, и датчики в банкоматах зачастую не могут их распознать, признает начальник управления по развитию систем самообслуживания Альфа-банка Максим Дарешин. «Модели банкоматов и программное обеспечение, которые несколько лет назад устанавливались против фальшивомонетчиков, уже можно считать устаревшими», — полагает он.

Обновление программного обеспечения и установка новых банкоматов являются серьезной статьей расходов для банков, поэтому позволить себе это могут только крупные игроки рынка, рассказывает эксперт. А вот многие банки малых размеров или региональные кредитные организации все еще используют частично устаревшие банкоматы, утверждает он. «Небольшие банки, естественно, имеют парк относительно устаревших устройств, не удовлетворяющих текущим требованиям регулятора», — комментирует Дарешин.

Пресс-служба группы ВТБ в своем комментарии для РБК сообщила, что розничный бизнес банков ВТБ и ВТБ24 не фиксирует роста попадания фальшивых купюр в устройства самообслуживания. «Данные случаи единичны», — говорится в ее комментарии. Другие крупные банки с широкой сетью банкоматов, опрошенные РБК — Сбербанк и Росбанк, — не успели предоставить официальных комментариев к моменту публикации.

Что делать пострадавшим

По данным ЦБ, в первом квартале 2017 года число выявленных рублевых подделок сократилось по сравнению с предыдущим годом. Так, в январе была обнаружена 4331 поддельная рублевая купюра, в феврале — 3470, в марте — 4646 купюр (годом ранее их было 5244, 4961 и 6340 соответственно). Уменьшилось и число поддельных иностранных купюр: в первом квартале 2016 года таких нашли 930, а в январе—марте 2017 года — только 638 штук.

Тем не менее возможность получить вместо реальных денег подделку сохраняется. Например, в июне пользователь Лиза Хачатрян сообщила на своей странице в Facebook, что банкомат Сбербанка выдал ей три поддельные купюры по 5 тыс. руб. (склеенные из купюр меньшего номинала). На запрос РБК пресс-служба Сбербанка ответила, что кредитная организация проводит проверку всех обстоятельств ситуации, описанной клиентом. В то же время она отметила, что деньги, поступившие в банкомат, проходят двойной контроль и в кассеты, которые предназначены для выдачи денежных средств через устройство самообслуживания, не могут попасть как ветхие и мятые, так и фальшивые купюры.

Председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков рекомендует клиенту, получившему фальшивую купюру в банкомате, сразу же обратиться в ближайшее отделение банка и написать письменную претензию, в которой надо потребовать возмещения убытков. «Обязательно письменно: не стоит вести устные переговоры или вступать в переписку по электронной почте. Нужно писать претензию в двух экземплярах, на которых должен расписаться сотрудник банка», — предупреждает эксперт.

В претензии надо указать адрес банкомата, время снятия, данные свидетелей, если они есть, а также номер выданной фальшивой купюры. Кроме того, в тексте необходимо попросить сохранить запись с камер видеонаблюдения — в некоторых банках она хранится всего 48 часов, уточняет Аншаков. Если не потребовать сохранить видеозапись, то в суде банк может заявить, что срок хранения уже истек, и пострадавшему будет сложнее доказать факт получения фальшивки.

Банки, впрочем, часто идут навстречу потребителям, если обратиться с претензией сразу. Но если банк занимает противоположную позицию, то клиенту стоит в тот же день написать заявление в правоохранительные органы, считает эксперт. «Вряд ли начнется расследование, но заявление там принять обязаны и в суде факт обращения в полицию будет дополнительным доказательством», — заключает он. Аншаков также советует пострадавшему написать о своей проблеме в соцсетях: как правило, банки следят за подобными сообщениями и могут пойти навстречу клиенту, у которого возникли проблемы.

Партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров, напротив, считает, что клиент, получивший фальшивую купюру в банкомате, первым делом должен отправиться в полицию и написать заявление. После этого правоохранительные органы проведут проверку, и если она выявит, что фальшивая купюра действительно находилась в устройстве банка, то клиент может написать претензию в кредитную организацию.

Начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев признает, что доказать банку, что фальшивую купюру выдал сам банкомат, будет довольно сложно. «Купюры проверяют в банках на высокоточном оборудовании. Вероятность того, что в кассете банкомата какая-то купюра окажется фальшивкой, крайне незначительна. Это должна быть подделка высочайшего класса», — заверяет он.

Однако, если клиенту удастся доказать факт получения фальшивой банкноты через устройство, банки обычно возмещают все убытки без дополнительных вопросов. «Не помню таких прецедентов, но я в этом уверен. Экономия на этом вопросе не стоит репутационных издержек», — подытоживает банкир.


Источник публикации: РБК

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость