Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Публикации

18.09.2015

Расчистка банков дотянулась до налогов

Клиенты банков-банкротов столкнулись с проблемой открытия новых счетов

Как стало известно "Ъ", на фоне расчистки банковского рынка у корпоративных клиентов банков, лишившихся лицензий, возникли новые проблемы. Компании, чьи счета на момент отзыва были заморожены по предписанию ФНС, фактически лишились доступа к банковскому обслуживанию. По закону банки не имеют права открывать новые счета в других банках при наличии блокировки счета налоговой службой в других банках. Поправки к Налоговому кодексу, призванные устранить проблему, рассматриваются в правительстве.

Вопрос трудностей с открытием новых счетов клиентами банков, лишенных лицензий, поднял омбудсмен при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов в письме, которое на днях получил президент Союза юридических лиц Москвы Роман Масленников (документ есть у "Ъ"). Сейчас, согласно требованиям Налогового кодекса (НК), клиенты банков-банкротов, у которых на момент отзыва лицензии счет был заморожен по предписанию налоговой службы, по закону не могут открыть новый счет в другом банке. То есть фактически они лишены возможности продолжать свою деятельность даже при желании уплатить налоги и снять претензии налоговиков.

Как следует из письма омбудсмена, законопроект, устраняющий эту правовую коллизию, уже поддержан ЦБ и направлен в правительство. Суть поправок, как следует из письма, в том, что банкам будет дано право принимать на обслуживание клиентов, чей счет, если он был единственным, был заморожен по предписанию ФНС на момент отзыва лицензии. В ФНС вчера не смогли предоставить комментарий. В Минэкономики заявили, что такой законопроект на рассмотрение не поступал. В Минфине сказали, что знают о существовании такой проблемы, но от подробных комментариев отказались.

Согласно НК РФ, приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа. Оно означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении ФНС. При наличии решения о приостановлении операций по счету банки не вправе открывать этой организации счет, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Сейчас банки проверяют, есть ли у клиента заблокированные счета в других банках, при его приеме на обслуживание, отмечают банкиры. "Эта проверка проводится через специальный информационный ресурс на сайте налоговой службы по ИНН клиента и БИК нового банка,— рассказывает зампред Промсвязьбанка Татьяна Кузьмина.— Она включена в процедуру при открытии счета и проходит в автоматическом режиме". Какой-то отдельной процедуры для тех, чьи счета были заморожены в банках, лишенных лицензий, не предусмотрено, отмечает зампред правления Ланта-банка Дмитрий Шевченко. "Мы регулярно привлекаем на обслуживание клиентов банков, лишенных лицензий, но, если видим, что их счета были заморожены и приостановление расходных операций по ним не снято, отказываем в обслуживании,— поясняет он.— Нарушение этого требования грозит банку штрафом вплоть до размера недоимки по налогам". Проблема с открытием новых счетов клиентам банков-банкротов, чьи счета были ранее заморожены, рынку знакома, подтверждает глава юридического управления СДМ-банка Александр Голубев. "У нас были подобные случаи, но, к сожалению, мы вынуждены были им отказать в обслуживании,— поясняет господин Голубев.— Мы предполагаем, что решить эту проблему они могут только в исключительном порядке, например, договорившись с ФНС, что уплата налогов будет произведена со счета гендиректора, а не самой компании". Однако удалось ли реализовать такую схему, пока неизвестно, отмечает он.

В случае если поправки будут внесены, это решит проблему, считают банкиры. "Претензии налоговиков необязательно свидетельствуют об отрицательной деловой репутации клиента,— отмечает Александр Голубев.— Доначисление налогов может произойти и по ошибке со стороны самих налоговиков". Кроме того, счет могут заблокировать и из-за несдачи налоговой декларации, что вообще не связано с неуплатой налогов, а, например, с техническим сбоем, добавляет он. Получить комментарии омбудсмена вчера не удалось.

Ольга Шестопал, Светлана Дементьева

Источник публикации: http://www.kommersant.ru/doc/2811647

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость