Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Публикации

11.03.2011

Banki.ru

Дата: Март 11, 2011

Тип издания: Интернет издание.

АЛЬФА-БАНК СДАЛ КЛИЕНТОВ НАЛОГОВИКАМ

Клиенты Альфа-Банка узнали о своих долгах не только от него самого, но и от налоговой инспекции. Банк сначала напомнил держателям дебетовых карт о возникшем много лет назад техническом овердрафте, а потом списал задолженность, уведомив о необходимости заплатить подоходный налог с этой суммы.

В «Народном рейтинге» на портале Банки.ру в последнее время появились отзывы посетителей, которые называют себя бывшими клиентами Альфа-Банка. Когда-то они получали зарплату на карту банка или работали в нем, но в течение 9—10 лет не пользовались его услугами, при этом свои счета не закрыли.

Альфа-Банк напомнил им о себе, прислав письма с просьбой погасить возникшую задолженность — технический офердрафт — по дебетовой карте.

Некоторые клиенты получили от банка уведомления, что задолженность уже списана, однако нужно уплатить налог на доход физических лиц (НДФЛ) в размере 13%, то есть кредитная организация расценила прощенный долг как доход. Также подобные уведомления клиентам пришли от налоговых инспекций, которым кредитная организация уже передала соответствующие сведения.

Впрочем, сотрудники Альфа-Банка в своих ответах посетителям портала предлагали альтернативный вариант, который помог бы им избежать общения с налоговиками. «Если вы погасите задолженность до 21 марта 2011 года, банк отзовет информацию о налогооблагаемом доходе из ФНС», — сказано в сообщении.

В Альфа-Банке порталу Банки.ру пояснили, что причиной возникновения налогооблагаемого дохода является списание с баланса банка безнадежной задолженности (срок возникновения просроченной задолженности — более трех лет). Персональные сообщения клиентам направлялись по итогам списаний, который были проведены в 2010 году.

В то же время другие банкиры говорят, что передача в налоговую информации о клиентах со списанными техническими овердрафтами — редкость. «Не могу сказать, что это распространенная практика, — рассказывает начальник отдела по возврату просроченной задолженности Райффайзенбанка Владислав Котельников. — Де-юре обязанность по уплате налога может возникнуть в том случае, если наличие технического овердрафта обосновано произведенными тратами или потребленными услугами и банк принимает внутреннее решение простить задолженность клиента».

Но если технический овердрафт произошел по ошибке банка, например он перевыпустил карту без заявления клиента, то в этом случае кредитная организация проводит соответствующие исправительные записи по счетам бухгалтерского учета. «В данном случае клиент не получает никаких дополнительных денежных средств или услуг, которые подлежали бы обложению НДФЛ», — указывает Котельников.

Директор департамента розничного бизнеса Первого Республиканского Банка Рустем Ибрагимов добавляет, что счет для учета задолженности по техническому овердрафту не является счетом клиента. «Это внутренний бухгалтерский счет банка. Если задолженность остается непогашенной какое-то время, банк признает ее безнадежной и вынужден будет списать и покрыть за счет своих средств», — поясняет он.

По мнению партнера Paragon Advice Group Александра Захарова, финансовое учреждение в данном случае выступает как налоговый агент. «Скорее всего, банк не может осуществить списание задолженности, образовавшейся у его клиента-физлица в связи с тем, что счет не закрыт, — продолжает он. — Но в то же время банк считает нецелесообразным производить расходы (извещение должника, обращение в компетентный суд и т. д.), несоразмерные сумме взыскания. Поэтому он в одностороннем порядке прощает сумму задолженности клиенту-физлицу, с которой, как считает, нужно удержать НДФЛ».

Представители банков напоминают, что технический овердрафт может возникнуть, к примеру, после взимания платы за обслуживание карты. «Для кредитной организации юридически это такой же долг, как и задолженность по кредиту, выданному с помощью кредитной карты», — отмечает начальник юридического управления СДМ-Банка Александр Голубев.

Но, по его словам, как правило, банковские сотрудники пытаются решить проблему с задолженностью путем переговоров с заемщиком и не подают на него в суд.

Такие старые долги, как в случае с «Альфой», кредитные организации редко пытаются взыскивать. «Ситуация с Альфа-Банком, когда он попросил клиентов погасить задолженность по дебетовой карте, возникшую много лет назад, скорее всего исключение», — считает Рустем Ибрагимов.

Старший финансовый консультант юридической компании «Налоговик» Тамара Сударева не исключает, что такие счета крупные розничные банки продолжают учитывать как текущие, чтобы иметь в своем активе большую сумму привлеченных средств, чем это фактически имело место. «Возможно также, что подобные «бывшие» клиенты просто рассматривались банком как потенциальные покупатели новых банковских продуктов и услуг», — добавляет она.

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость