Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Публикации

03.03.2009

ИЗВЕСТИЯ №31
Дата: Февраль 25, 2009.
Тип издания: Приложение «Личные финансы» к ежедневной общественно-политической газете «Известия».
Тираж: 235 000 экз.
Распространение: Россия.

Паника на российском рынке банковских карт закончилась
Первые проявления кризиса еще осенью почувствовали держатели банковских карт некоторых кредитных организаций, когда ряд торгово-сервисных предприятий перестал принимать их "пластик". Например, рядом с моим домом в магазине детских товаров появилась табличка "Банковские карточки временно не принимаются", а в магазине кожгалантереи стали принимать карты только определенных банков (Сбербанк, ВТБ и Альфа-Банк). В магазине это объяснили тем, что "мы до сих пор ждем деньги на нашем расчетном счете по оплатам некоторых покупателей". Правда, обещали, что это временно.
Обещания магазины сдержали, карты вновь стали принимать, продвинутые (а держателей карт у нас все еще считают такими...) покупатели перестали роптать и через пару недель об этом все забыли. Но, как говорится, ложечки нашлись, а осадок остался. Люди поняли, что кризис может затронуть не только внезапно потерявших работу ипотечных заемщиков, но и тех, кто никому не должен, а просто пытается расплатиться по счету дебетовой картой.
Приготовьте наличные
Когда в магазинах, кафе и на заправках персонал отказывается принимать банковские карты, объясняется это просто: временные и технические проблемы. Как правило, часто отказ от оплаты по карте действительно объясняется техническими сложностями (не работает терминал, плохая связь, слетело программное обеспечение и т.д.). Но есть и другие причины.
"В последнее время начал замечать, что некоторые магазины отказываются от оплаты покупок кредитками, ну или берут как-то уже неохотно. К примеру, в книжном на Соколе раньше принимали оплату кредиткой, а потом отказали, и на мое резонное замечание, почему у них картинка на двери висит Visa/ Mastercard, отреагировали довольно нормально - через день ее сняли. Вчера супермаркет недалеко от дома начал отказываться брать кредитку. Вот интересно стало, с чем связаны данные тенденции?" - вопрошает один из посетителей банковского форума. "Что же здесь непонятного, кризис ликвидности. Магазины на всякий случай перестраховываются от возможных неплатежей". "Нал он и есть нал", - вторит ему другой.
Но в банках уверены, что никакого кризиса доверия к расчетам по картам нет. По крайней мере именно с ИХ КАРТАМИ все в порядке. "На данный момент я не наблюдаю сколько-нибудь серьезного роста уровня отказа торговых точек от приема банковских карт, чтобы говорить об этом как о явлении, оказывающем влияние на рынок", - заявляет начальник управления развития нецелевых кредитов и кредитных карт Альфа-Банка Илья Родионов. "Данная ситуация говорит не о наметившейся тенденции, а скорее о единичных случаях, которые стали реакцией на быстрое изменение ситуации на рынке. Речь не идет о массовом изменении подхода к расчетам по пластиковым картам со стороны ритейлеров", - считает президент банка "БНП Париба Восток" Филипп Дельпаль. "Это опять же связано с ноябрьским ажиотажем, когда у финансовых институтов были задержки платежей, - торговые точки (и тем более крупные, с большим оборотом) боялись, что не получат от банков возмещение по операциям вовремя или не получат вообще. Причиной всему было множество слухов, списки "черных банков" и информационный голод. Сейчас ситуация полностью нормализовалась. Сам активно пользуюсь картами как в России, так и за рубежом - никаких проблем не возникало", - объясняет замначальника департамента розничного бизнеса Русского банка развития Денис Сорокин.
Но, может быть, это пока? Осень и начало зимы охарактеризовались большой волной банкротств. Логично, что многие предприятия даже сейчас перестраховываются. Тогда у многих возникли проблемы с проведением платежей, совершенных с помощью карт. Бизнес боится, что у банков возникнут новые проблемы и магазины не получат деньги за свои товары или услуги. Отказываясь принимать "пластик", торговые точки пытаются снизить свои риски и предпочитают работать с наличностью. Нельзя сказать, что их опасения беспочвенны. В АСВ ожидают второй волны проблем у кредитных организаций. "Можно сказать, что из этой волны проблем у банков мы все выходим с небольшими потерями, но весной может быть новая волна. Опасения для этого есть, и весьма существенные. Они связаны с ухудшением качества заемщиков из-за снижения деловой активности. Этот риск осознается всеми, и власти уже нацелены на то, чтобы его избежать и предотвратить его последствия. Сделать это можно - ведь мы морально готовы и уже представляем, с чем придется иметь дело", - заявляет заместитель генерального директора государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" Андрей Мельников.
Временные трудности
Конечно, отказ торговых точек принимать "пластик" - явление временное, так как сегодня проблемы с банками носят единичный характер. Полностью отказаться от расчетов по банковским картам не удастся - они выгодны для торговых точек, так как позволяют исключить расходы на инкассацию, пересчет, проверку наличных. Более того, использование кредитных карт способствует повышению продаж торговых точек, что особенно актуально в сегодняшних условиях. Поэтому банковские карты, в том числе и кредитные, останутся средством расчета и будут по-прежнему использоваться торговыми сетями и магазинами.
По мнению Ильи Родионова, все скоро будет даже очень наоборот - кредитные организации сами станут отказываться от ритейла! "Можно с уверенностью говорить, что банки в ближайшей перспективе будут предъявлять торговым точкам более жесткие требования для того, чтобы устанавливать эквайринговое оборудование для приема карт. Например, увеличивать минимальный месячный оборот по картам. Таким образом, это приведет к тому, что неэффективные с точки зрения банков торговые точки не смогут принимать к оплате карты. Но ощутимого влияния на рынок это не окажет", - полагает он.
Пока же банкам приходится упрашивать магазины использовать карты. Большинство торговых точек без проблем соглашается на безналичный расчет, но в некоторых из них предпочитают наличные. "Владельцы данных магазинов ссылаются на проблемы чисто технического характера, - говорит вице-президент ПРБ Алексей Рыбаков. - Однако причины могут быть и другие. В условиях финансового кризиса руководство торговых точек задумалось о рисках, связанных с безналичными платежами. Во-первых, нет гарантии, что банк, выпустивший карту, перечислит деньги за покупку или услугу. Во-вторых, когда торговым сетям стало труднее получить кредиты, они заинтересованы как можно быстрее получить деньги хотя бы за проданный товар". "Увеличение наличных операций в условиях финансового кризиса - явление вполне закономерное. Но я думаю, что это ненадолго. Со временем уровень безналичных платежей как минимум наверстает упущенное. Более того, на мой взгляд, тенденция к росту безналичных платежей сохранится", - продолжает директор департамента розничного бизнеса СДМ-банка Денис Давыдов.
Банкиры успокаивают: финансовая система располагает достаточной ликвидностью, никаких задержек с проведением операций не наблюдается. Но бизнес продолжает волноваться. Хотя у него есть страховка - сами платежные системы доведут обязательства до успешного завершения. Например, MasterCard гарантирует осуществление расчетов по принятым операциям по картам платежной системы независимо от финансового состояния банка, выпустившего карту. Если торговая точка отказывается принять карту, ее держателю нужно обратиться с жалобой в банк-эмитент, который направит информацию в платежную систему MasterCard.
Вряд ли можно ожидать возврата на расчет наличными, волна недоверия и волнений за возможное неполучение от банков возмещения денежных средств за товары, услуги, предоставленные торговыми точками, прошла, уверен замдиректора департамента платежных карт Промсвязьбанка Владимир СтаркоВ: "Банки показали клиентам возможность удерживать это направление бизнеса на прежнем уровне. Весь мир движется в сторону безналичных расчетов и удаленных операций, в связи со стремительным темпом жизни и нехваткой времени во многих случаях

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость