Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Публикации

03.03.2009

ИЗВЕСТИЯ №31
Дата: Февраль 25, 2009.
Тип издания: Приложение «Личные финансы» к ежедневной общественно-политической газете «Известия».
Тираж: 235 000 экз.
Распространение: Россия.

Микрокредиты помогут создать новые рабочие места
Маленькая ссуда - это все же гораздо лучше, чем просто ничего. В условиях коллапса кредитных банковских программ и роста процентных ставок у рынка микрофинансирования, возможно, есть весьма неплохие перспективы. Однако потенциальным клиентам микрокредитных организаций нужно быть готовым к тому, что каждый запрос будет рассматриваться буквально "под лупой".
Микрокредитование появилось в России в 1994 году, а активное развитие этого института началось с 2001 года с принятием закона "О кредитно-потребительской кооперации граждан". По словам участников рынка, практика показала, что такая форма финансовой поддержки наиболее удобна именно для малых компаний и хозяйств, у которых, как правило, возникают проблемы с оборотными средствами. Для них микрокредиты - наиболее реальный способ решения возникающих финансовых вопросов. "Процедура получения микрокредитов достаточно проста (ее можно сравнить с оформлением пот-ребкредита), но только при условии, что клиент готов раскрыть информацию о своем бизнесе. Микрокредитование - цивилизованная альтернатива частному заимствованию в среде предпринимателей, которое постепенно уходит в прошлое", - говорит директор департамента по работе с малым бизнесом НОМОС-банка Роман Лесохин. Основными клиентами микрофинансовых организаций, как правило, становятся предприятия с численностью сотрудников до 10 человек. Они могут рассчитывать на получение кредита до $10 тыс., однако для старта начинающим предпринимателям вполне хватает и $1000. Раскручивая свой небольшой бизнес, они возвращаются еще и еще раз.
Спрос есть
Российские банкиры делают достаточно осторожные прогнозы будущего отечественного рынка микрофинансирования, однако сходятся во мнении, что спрос на этот продукт весьма устойчив. "Несмотря на общую стагнацию бизнеса в условиях мирового финансового кризиса, а также в связи с сокращением объемов потребительского кредитования спрос на микрокредиты для малых компаний скорее будет иметь тенденцию к росту, чем к уменьшению. Однако финансовые учреждения, предоставляющие микрокредиты, в большинстве случаев ужесточили подходы к оценке кредитных рисков, к обеспечению кредитов", - отметил Роман Лесохин. С ним согласны и его коллеги. "Интерес клиентов к микрокредитам не ослабевает! Спрос на данный вид финансирования формируется самой активной частью предпринимателей: это стартапы, финансирование оборотного капитала, приобретение недорогого оборудования. Часто это даже нецелевые займы, используемые все же на нужды бизнеса. Естественно, работа с данным сегментом кредитования и наиболее рискованна", - считает замдиректора департамента малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка Антон Лупанов.
По оценке лаборатории прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, с ноября 2008 года по март 2009-го численность безработных может возрасти на 270 - 340 тыс. человек. Некоторые из них задумаются о предпринимательской деятельности, однако банки вряд ли захотят иметь дело с новичками в бизнесе, не имеющими ни залога, ни кредитной истории - ничего, кроме идеи и желания заниматься предпринимательством. В этом случае микрокредиты размером от 30 тыс. руб. до 500 тыс. руб. могут стать первой ступенькой предпринимательской карьеры. Но с другой стороны, потенциальным заемщикам не стоит рассчитывать на то, что кредит им достанется весьма легко.
Разумеется, желающих основать свое небольшое дело или расширить уже работающий бизнес хватало и в докризисное время. Спрос на микрокредитование в России, по оценкам экспертов, до последнего времени составлял минимум $7 млрд у действующих предприятий и
$3 - 4 млрд у желающих начать свой бизнес. "Мир давно оценил возможности микрофинансирования как социального предпринимательства с хорошей экономической отдачей и выраженной социальной миссией, направленной на поддержку тех, кто завтра может пополнить ряды среднего класса, - говорит президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка и Российского микрофинансового центра Михаил Мамута. - Для начинающего бизнеса - это шанс снизить его зависимость от ростовщичества, научиться работать с легальным финансированием и кредитной системой. Для государства и работодателей - одно из решений социальных проблем. Сейчас совокупный портфель займов институтов микрофинансирования в более чем 100 странах мира составляет около $70 млрд". Стоит отметить, что и в России этот рынок показывал хорошую динамику развития, расширяясь в среднем на 60% в год. Растущая экономика создавала привлекательные условия для притока клиентов в этот сектор - по оценке микрофинансового центра, сейчас их насчитывается порядка 650 тыс.
Четыре предложения
К услугам потенциального заемщика четыре типа кредитороВ: кредитные кооперативы, фонды поддержки предпринимательства, частные микрофинансовые организации и банки, которые имеют программы микрокредитования. "Спрос рождает предложение, и многие финансовые организации проявляют интерес к формированию и развитию рынка микрокредитования. Однако работа в данном направлении находится по сути в самом начале, и необходимо еще очень многое сделать, чтобы банки активно включались в этот процесс. На сегодня рынок микрокредитования охвачен слабо - насыщение его составляет максимум 10%, - считает Антон Лупанов из Промстройбанка. - В силу неразвитости сектора микрокредитования в России основными задачами являются совершенствование законодательной базы, развитие кредитной кооперации, развитие микрофинансовых программ фондов поддержки предпринимательства с привлечением органов власти различных уровней, создания условий для активной деятельности банков в этой области финансирования".
Как пояснил Роман Лесохин, до сентября 2008 года микрофинансирование было распространенным направлением деятельности большинства банков - участников рынка кредитования малого бизнеса. Особо успешно оно развивалось у банков, использовавших скоринговые технологии обработки заявок (экспресс-анализы). "С наступлением кризиса скоринговые карты, по которым производилась оценка кредитоспособности заемщиков, утратили свою актуальность. Поэтому многие банки начали отказываться от применения скоринговых схем и стали переходить к оценке микропредприятий на индивидуальных условиях. Полагаю, что для полноценного восстановления микрофинансирования в банковском секторе потребуется некоторое время. В ближайший год это специализированное направление будет оставаться в небанковском кредитно-финансовом секторе: кредитные кооперативы, союзы и микрофинансовые фонды", - говорит финансист.
Цена вопроса
Финансисты сходятся во мнении, что главными направлениями микрокредитования по-прежнему останутся торговля и производство. К ним также добавились новые привлекательные направления, среди которых крестьянские хозяйства, сектор услуг и ЖКХ, а также инновационные малые предприятия. "Наш мониторинг развития рынка микрофинансирования показал, что следует ожидать повышения спроса на микрозаймы со стороны фермерских хозяйств, небольших производственных предприятий и предприятий сферы услуг", - уточняет Михаил Мамута.
Понятно, что для жителей мегаполисов суммы в несколько десятков тысяч рублей не смогут сыграть роль "подъемных". Поэтому спрос в основном будет развиваться в регионах, где на эти деньги вполне реально открыть торговую точку, небольшое кафе или парикмахерскую. "Ключевыми критериями успешности развития направления микрокредитования является широта регионального присутствия и наличие технологии оценки микрозаявок. Иными словами, чем ближе отделение банка к месту ведения бизнеса, тем интереснее сотрудничество и банку, и заемщику", - говорит заместитель директора департамента розничного бизнеса Московского кредитного банка Екатерина Чумаевская.
Впрочем, найти микрофинансовую организацию - еще полдела. Потенциальный микрозаемщик должен быть готов к тому, что ему придется убедить кредитора в своей способности вернуть долг. Многие финансисты оценивают силы

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость