Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Публикации

07.04.2008

ФИНАНС №14 от 07 Апреля 2008 (с.81)

Обзор. Темпы роста факторингового бизнеса говорят о большом потенциале отрасли. Но в индустрии имеются серьезные препятствия, мешающие ее развитию.

Причиной невыполнения планов опять стал кризис. Но на сей раз международный, что в значительной степени оправдывает отечественную экономику. Если два года назад в "недоборе" были виновны проблемы на российском алкогольном рынке, спровоцированные правительством, то теперь - кризис ликвидности, начало которому положила серия банкротств американских ипотечных банков. В результате в России сократился объем финансирования, выросли ставки по кредитам и увеличились сроки рассмотрения заявок клиентов. Кроме того, факторинговые компании (ФК) стали уделять больше внимания управлению рисками.

Несмотря на некоторые сложности, темпы роста отечественного рынка (55-73% в 2007-м) свидетельствуют о значительном потенциале и привлекательности российского факторинга как для отечественных, так и для зарубежных игроков. Для сравнения: на Западе ежегодное увеличение объемов факторинга составляет 20-30%.

Главные события. В прошлом году наблюдался рост совокупной стоимости сделок безрегрессного факторинга. В некоторых компаниях она увеличилась в 4 раза. На долю данной услуги в общем объеме рынка приходится не более 5%, между тем интерес к ней со стороны потенциальных клиентов достаточно большой. В Европе, например, ситуация строго противоположная: доля операций по факторингу без регресса составляет почти 90%. Состояние российского рынка указывает на его огромные нереализованные возможности.

В 2007-м заключено 6-7 тыс. факторинговых договоров. Это капля в море: в России свыше 180 тыс. предприятий розничной торговли, куда поставляет товары около 460 тыс. оптовиков (они в основном и являются потребителями факторинговых услуг). По данным Росстата, годовой оборот розницы превысил $430 млрд, показателя по оптовикам пока нет, но у них он обычно вдвое больше. В идеале все $860 млрд можно было бы "пропустить" через факторинг, пока же передаются объемы в 50 раз меньшие.

Постепенно сокращается разрыв между стоимостью классического кредитования и факторинга с регрессом, который еще два года назад был значительно дороже. Таким образом, финансирование под переуступку дебиторской задолженности довольно активно конкурирует с банковскими ссудами. Кроме того, в продуктовой линейке некоторых ФК стал появляться реверсивный факторинг, когда инициатива сделки исходит от покупателя, который заинтересован в поставке товара, но не имеет средств для его оплаты.

Продолжает развиваться еще одна тенденция, наметившаяся около трех-четырех лет назад, - вывод факторингового бизнеса из банков в специализированные компании. Это значительно упрощает управление процессом и позволяет увеличить ассортимент услуг.

Спорные моменты. Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" не упоминает факторинг в качестве объекта своего действия. В статье 825 Гражданского кодекса говорится, что договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать организации, имеющие соответствующее разрешение. В результате этой юридической коллизии регулированием факторинга занимается Банк России, но лишь по отношению к банкам, предоставляющим этот вид услуг в числе прочих. Еще в 2006 году Минэкономразвития разработала поправки в Гражданский кодекс, отменяющие лицензирование факторинга. В прошлом году документ приняли в первом чтении. Как надеются участники рынка, процесс ускорится и закон вступит в силу уже в 2009-м.

Но это только половина дела. Даже среди профессионалов нет единого понимания, что же считать факторингом. Необходим закон, который дал бы четкое определение явления и ликвидировал терминологическую путаницу. Например, зачастую кредитные организации, предлагающие услугу invoice discounting (финансирование под уступку дебиторской задолженности) позиционируют ее как full factoring (полный факторинг), включающий, помимо финансирования, управление рисками, информационно-аналитическое обслуживание и другой клиентский сервис. Большинство клиентов не понимают, почему один и тот же продукт имеет на рынке такой большой разброс по стоимости.

Существуют и другие сложности. Так, зачастую официальная финансовая отчетность российских компаний не соответствует действительности. Из-за этого возникают большие трудности в оценке дебиторов и растут кредитные риски. Анализ, как правило, носит дистанционный характер и является очень трудоемким процессом, в котором используется неполная информация, полученная из разрозненных источников.

Кроме того, в большинстве банков и ФК в качестве документов, устанавливающих право требования, используются счета-фактуры и товарные накладные. В случае если организация работает с несколькими десятками покупателей, учет операций становится очень громоздким. Решить проблему можно при помощи внедрения электронного документооборота, но считанные единицы из числа факторов пока имеют в своем арсенале подобные системы.

Возможно, многие проблемы удастся решить Ассоциации факторинговых компаний, созданной в июле 2007 года по инициативе Национальной факторинговой компании, МФК "Траст" и "Еврокоммерца". Новая структуры будет заниматься выработкой предложений по формированию нормативно-правовой базы, созданием правил поведения на рынке, оказанием информационно-консультативных услуг, подготовкой кадров. А также вести диалог с органами государственной власти и взаимодействовать со СМИ. Одна из важнейших целей - создание единой информационной базы дебиторов, призванной в значительной степени снизить риски ФК.

Кадровый вопрос. На рынке факторинга по-прежнему ощущается недостаток профессионалов. Проблема отрасли заключается в том, что российская система высшей школы никак не может наладить выпуск соответствующих специалистов. В результате в большинстве компаний образованием и повышением квалификации сотрудников занимаются прямо на рабочем месте путем передачи знаний новичкам более опытными сотрудниками. Такой процесс занимает неоправданно много времени.

Определенную помощь в подготовке персонала играют семинары и конференции. Однако систематических и последовательных знаний эти кратковременные мероприятия по обмену опытом дать не могут. К тому же компании по-разному подходят к бизнес-процессам, поэтому существующие разработки не являются универсальными и не пригодны для повсеместного внедрения. Большие отличия в системах вызывает также проблему адаптации специалистов при переходе из одной фирмы в другую.

Особенно остро кадровая проблема стоит в регионах, где практически невозможно найти готового специалиста по факторингу. Лидеры рынка, уже имеющие разветвленную филиальную сеть, вынуждены самостоятельно обучать сотрудников в провинции.

Некоторые наиболее крупные ФК пошли по пути открытия собственных образовательных центров либо сотрудничества с зарубежными вузами. Например, в МФК "Траст" совместно с бизнес-школой одноименного банка создана программа подготовки специалистов, предусматривающая очную и заочную форму обучения. Как минимум дважды в год каждый сотрудник участвует в тренингах на выездных семинарах, где подтверждает квалификацию.

Собственная программа повышения квалификации есть и у НФК. Она состоит из четырех ступеней. Первая - адаптационное обучение, целью которого является включение нового сотрудника в работу, на второй юристы и бухгалтеры улучшают свои знания, третья ориентирована на повышение эффективности сотрудников и совершенствовании управленческих навыков руководителей, четвертая ступень подразумевает участие в зарубежных конференциях, стажировку в международных факторинговых ассоциациях. Посылать сотрудников за границу намерен также "Еврокоммерц" - не исключено, что его менеджеры в ближайшем времени направятся в Лондонскую школу экономики.

Что будет с рын

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость