Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Публикации

14.12.2007

Журнал "ФИНАНС" №47 от 10 декабря 2007г.

По сравнению с классическим лизингом, другие виды финансовой аренды в России пока мало распространены, однако эксперты предсказывают им неплохое будущее.
Классический вид лизинга подразумевает поставку оборудования без сопутствующих услуг, причем срок действия договора сопоставим со сроком амортизации передаваемого оборудования. Договоры "мокрого" лизинга (wet leasing) заключаются на короткие сроки - год-полтора, а кроме того, лизингодатель обязуется производить ремонт и техническое обслуживание оборудования за свой счет, приняв ряд обязательств. Скажем, по страхованию сделки, поставке сырья, маркетингу, рекламе готовой продукции, обучению персонала и даже его аренде. Например, башенный кран можно "сдать" вместе с крановщиком, а самолет - с экипажем. Так, в начале прошлого месяца архангельская авиакомпания "Аэрофлот-Норд" передала в "мокрый" лизинг "Аэрофлоту" четыре авиалайнера Boeing-737 вместе с экипажами. По условиям контракта материнская компания будет осуществлять коммерческую эксплуатацию самолетов, а дочерняя - обеспечивать их техническое обслуживание.
Очень удобен "мокрый" лизинг при покупке автотранспорта, когда лизинговая компания (ЛК) берет на себя обязательство по прохождению техосмотра, страховке, ремонту, снабжению запчастями и другими расходными материалами, предоставлению подменной машины на период ремонта или техобслуживания. Недостатком "мокрого" лизинга является отсутствие у большинства российских ЛК ремонтных и сервисных подразделений, способных обслуживать сложную специализированную технику.
Наиболее распространенным видом лизинга является "чистый" лизинг (net leasing), который в отличие от "классики" также заключается на короткие сроки. Противопоставляя этот вид аренды "мокрому" лизингу, его часто называют "сухим" (dry leasing). В рамках него поставляется лишь сама техника, а затраты по обслуживанию, ремонту берет на себя лизингополучатель. Sale-aid leasing ("помощь в продаже") представляет собой соглашение между производителем оборудования и лизингодателем. В рамках этого контракта фирма-производитель предлагает своим клиентам финансирование поставок при помощи лизинговых схем, переадресовывая покупателей в партнерскую ЛК. Такой вид финансовой аренды позволяет лизингодателям увеличить круг своих клиентов, используя торговые связи поставщика. В свою очередь, производитель расширяет границы сбыта продукции. В России по такой схеме наиболее успешно работает завод "Камаз", реализующий продукцию при помощи дочерней компании "Камаз-лизинг". Эта схема позволяет автозаводу ежегодно увеличивать объемы продаж на 45-50%.
Увеличить продажи и упростить взаимоотношения с постоянными клиентами можно за счет предоставления "лизинговой линии" (lease-line). Данные соглашения между ЛК и лизингополучателями позволяют клиентам брать дополнительное оборудование в аренду без заключения каждый раз нового контракта (аналог кредитной линии, открытой в банке). В России лизинговые линии показали наибольшую эффективность при реализации по частям крупных проектов, особенно связанных с приобретением однородной техники (например, обрабатывающих комплексов, состоящих из нескольких технологических линий).
***
Какова перспектива "мокрого" лизинга в России?
Олег Беляков, генеральный директор ЛК "Лизинг":
- Предприятия, для которых определенные направления деятельности не являются профильными (например, содержание автопарка), с удовольствием передают их лизинговой компании. В связи с этим мы ожидаем увеличения объема сделок с "мокрым" лизингом. Главными условиями для развития этого направления являются наличие ремонтной базы и квалифицированных специалистов.
***
Александр Михайлов, директор по развитию бизнеса "Европлана":
- Хотя этот вид аренды чаще всего используется в авиации, он также с успехом применяется в автолизинге при аренде с дополнительными услугами. Автомобиль - наиболее прогнозируемый с точки зрения стоимости актив, поэтому "мокрый" лизинг хорошо развивается именно в этом сегменте рынка.
***
Михаил Ткаченко, заместитель гендиректора Московской лизинговой компании:
- В среднесрочной перспективе развитие будет определяться степенью востребованности "мокрого" лизинга и развитием конкуренции среди лизингодателей. Неизбежное в относительно долгосрочной перспективе насыщение экономики современными основными средствами с большой степенью вероятности приведет к отмене налоговых преференций для классического лизинга. При этом лизинг с предоставлением дополнительных услуг может стать доминирующим на рынке финансовой аренды.
***
Вячеслав Андрюшкин, зампред СДМ-банка:
- Думаю, в долгосрочном периоде у него хорошие перспективы развития в России, где пока данный вид лизинга не получил широкого распространения. К сожалению, у нас пока немного лизингодателей, способных обеспечить надлежащий сервис оборудования - как правило, они сами являются его производителями. Однако, принимая во внимание, что такая услуга выгодна и лизингополучателю и лизингодателю, можно прогнозировать рост числа заключаемых сделок "мокрого" лизинга.

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость