Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Публикации

19.11.2007

Газета "Известия" №85 от 17 мая 2006 г.

Столичные банки борются за провинциального клиента дешевыми кредитами.
В этом году главной заботой столичных банков стала провинция. Непаханое финансовое поле российской глубинки манит отсутствием серьезной конкуренции и возможностью использовать давно обкатанные в столице продукты. "На целине" москвичи собираются развивать ипотеку, автокредитование, дистанционный сервис, а также наращивать эмиссию карт. Какие услуги окажутся востребованными в провинции, покажут итоги года.
- Культура пользования банковскими услугами в Москве и регионах сильно различается - рынок столицы перенасыщен банками, предложений услуг очень много. В регионах дела обстоят иначе - в городах-миллионниках наблюдается присутствие некоторых сетевых банков, в областных центрах их практически нет, - рассказывает Андрей Погорянский, зампредправления Городского клиентского банка. - Соответственно, большая часть населения регионов банковскими услугами никогда не пользовалась. В последнее время ситуация начинает меняться - банки, представленные в регионах своими филиалами, пошли по пути открытия дополнительных офисов в областных и районных центрах.
Однако завоевать провинциального клиента оказалось не так-то просто.
Чужой среди своих
- Региональный клиент отличается лояльностью к "своим, местным банкам", которая обусловлена исторически сложившимися аспектами, и разорвать эту связь московским банкам бывает довольно сложно, если не сказать невозможно, - отмечают в РосЕвроБанке. - Местные банки выигрывают по величине ставок по привлечению средств и более низкими тарифами, в то же время кредиты у большинства местных банков весьма дорогие. Но этот недостаток частично нейтрализуется из-за того, что требования к потенциальным клиентам более мягкие. Местные банки воспринимаются как "свои", которые никуда не денутся, поэтому им больше доверяют. И, наконец, местные банки практически не пострадали во время кризиса, и это является большим плюсом для клиентов.
Провинциалы скромничают
- Традиционно региональный клиент пользуется стандартным набором банковских услуг (депозиты, карты, банковские ячейки и т.д.). Интернет-банкинг, автоматы cash-in с функциями проведения различных платежей, автоматизированные киоски, карты с льготным периодом кредитования предлагаются банками, но широкого применения они пока не получили, - рассказывают в РосЕвроБанке. По словам Николая Русова, управляющего филиалом "Нижегородский" банка "ГЛОБЭКС", в регионах объемы операций с пластиковыми картами и паями ПИФов гораздо ниже, чем в Москве. Также в столице выше заполняемость банковских сейфов.
Лидия Герцена, директор департамента розничного бизнеса Промсвязьбанка, называет следующие наиболее востребованные продукты в столице и в регионах. "В Москве это банковские карты, вклады и кредитные продукты. Увеличивается спрос на инвестиционные продукты, в том числе паи ПИФов, - говорит она. - В регионах наиболее востребованы на сегодняшний день прием платежей, вклады и кредитные продукты".
Андрей Самилык, начальник управления по работе с региональными подразделениями банка "Московский капитал", говорит, что самая популярная валюта сбережения в регионах рубль. "Как правило, средний срок вклада - от года до полутора лет, - добавляет Павел Бевз, заместитель председателя правления Собинбанка. - Основная масса клиентов, более 50%, открывают вклады на сумму до 100 тысяч рублей".
Столичные же жители больше склонны диверсифицировать свои вложения. "В Москве в общем объеме депозитного портфеля у нас 60% приходится на вклады в рублях,
30% - в долларах и 10% - в евро; в регионах на долю рублевых депозитов приходится уже 80%, на доллары - 15%, а на евро - только 5%", - приводит пример Дмитрий Осипов, зампредправления СДМ-Банка.
Кредитная разница
В регионах хорошо идут автокредиты, кредиты наличными, набирает обороты ипотека. В Москве же помимо потребительских кредитов в магазинах повышенный спрос на автокредиты и кредитные карты. При этом столичный заемщик предпочитает более дешевые долларовые кредиты. "Региональные заемщики, в отличие от московских, предпочитают брать кредиты в рублях и на более длительный срок, что связано с более низким уровнем доходов и несколько иным менталитетом. Поскольку зарплаты традиционно номинированы в рублях, люди "думают" рублевыми категориями", - отмечает Олег Скворцов, зампредправления Абсолют-банка. И заем им обходится дороже. "Сегодня московский рынок более насыщен кредитными продуктами, чем региональный, соответственно и выбор банков шире, и ставки по кредитам чуть ниже (в среднем на 1 - 3 пункта)", - объясняет Павел Бевз из Собинбанка. По оценке Оргрэсбанка, защищенный и оцененный кредит (автокредит, под залог и пр.) в Москве стоит 15 - 25%, по картам или по скоринговым моделям (рисковый) - 25 - 30%. В регионе, соответственно, 18 - 2 5% и 2 5 - 3 5%.
Виды на будущее
Однако диспропорция между столичным и региональным банковским продуктовым рядом постепенно сходит на нет. Сейчас крупные банки стараются выходить в регионы с полным спектром своих услуг, при этом предлагая единую тарифную сетку в Москве и регионах. Хотя предпочтения у каждого банка свои. Например, Абсолют-банк намерен развивать в регионах розничные направления бизнеса: ипотеку, автокредитование и вклады. СДМ-Банк считает наиболее перспективным развитие сети терминалов самообслуживания. Собинбанк перспективным продуктом называет пластиковые карты. "На сегодняшний день регионы почти не используют банковские карты либо используют их формально, исключительно для получения зарплаты. Развитие этого сегмента должно существенно изменить положение банков на региональном рынке", - считают в банке. По мнению экспертов Промсвязьбанка, наиболее перспективно развитие в регионах кредитных продуктов, приема платежей в адрес юридических лиц (в т.ч. коммунальные платежи), продуктов на базе платежных карт (в т.ч. ко-бренд проектов), а также вкладов. "В перспективе мы ожидаем рост спроса на банковские продукты, связанные с дистанционным обслуживанием, - говорят в банке. - Такие, например, как SМS-банкинг, теле-банкинг, обслуживание через интернет". С точки зрения специалистов Юниаструмбанка наиболее перспективны в регионах автокредитование и ипотека.
Скорее всего, именно кредиты приведут к московским банкам регионального клиента и позволят завоевать рынок. Поскольку на стороне столичных профи самый весомый аргумент - более дешевая и значительная ресурсная база, а также современные технологии. Соответствовать тому и другому местные банки часто не в состоянии.

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость