Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Публикации

16.11.2007

 

Газета "КОММЕРСАНТЪ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ" № 58-П от 9 апреля 2007г.

Ситуация на рынке приема платежей всего за год кардинально переменилась. Банки практически без боя сдали перспективный рынок небольшим компаниям, которые наводнили вестибюли метро и магазины более дешевыми терминалами, принимающими наличные. Банкирам ничего не осталось, как сосредоточиться на предоставлении этим компаниям процессинговых услуг, потеряв значительные объемы комиссионных.
Начало бума популярности платежных терминалов пришлось на весну 2005 года. Именно тогда вначале на московском, а затем и на петербургском рынке появились первые платежные системы, которые стали предлагать клиентам возможность оплаты услуг операторов сотовой связи и интернет-провайдеров через специальные терминалы. Однако сперва эти терминалы не составляли серьезной конкуренции банкоматам, поскольку их число было не сопоставимо с числом аппаратов коммерческих банков. Все изменилось в конце 2005-го -- начале 2006 года. Неожиданный импульс развитию сетей платежных терминалов придал запрет властей на установку игровых автоматов-"столбиков". Оказавшись перед угрозой банкротства, производители этих агрегатов, объявленных чуть ли не дьявольскими творениями, спешно переориентировали свои доморощенные производства на сборку платежных терминалов. В результате уже в начале этого года рынок услуг по приему розничных платежей небанковскими организациями через платежные терминалы серьезно потеснил сектор традиционных банковских услуг. Число терминалов в Петербурге уже исчисляется сотнями и вполне сопоставимо с количеством банкоматов, установленных банками, не входящими в тройку лидеров на рынке пластиковых карт.
По своему внешнему виду платежный терминал напоминает банкомат. Но в отличие от последнего он не выдает, а только принимает наличные средства. Большинство моделей таких терминалов оснащаются специальным сенсорным дисплеем -- с его помощью клиент вводит номер телефона или счета, на который переводятся деньги, после чего по одной вводит денежные купюры в специальный приемник, оборудованный системами, по нескольким признакам распознающими поддельные купюры. Именно поэтому фальшивые деньги (как правило, мошенники пытаются использовать поддельные сторублевые купюры) превратить в настоящие через терминал, по уверению участников рынка, невозможно. Как и банкомат, платежный терминал оборудован несколькими видами сигнализации, частично укреплен броней и подключен к общей информационной сети, которая позволяет отслеживать не только операции клиентов, но и его собственное состояние. В последних моделях есть даже опция, которая позволяет собственнику терминала получать SMS о его состоянии.
Кроме того, большинство платежных терминалов застрахованы, застрахована и наличность в них на случай противоправных действий третьих лиц. В ходе одной платежной операции терминал дважды связывается с базой данных поставщика услуг. Первый раз, когда клиент вводит параметры услуги, поставщик услуг получает запрос и проверяет наличие введенного параметра, идентифицирующего платеж. У каждого поставщика свои идентификаторы: при оплате сотового телефона это номер мобильного, при оплате услуг кабельного телевидения -- номер лицевого счета или контракта. На несуществующий номер или счет деньги отправить нельзя. Во второй раз терминал связывается с сервером провайдера после введения купюр для получения подтверждения о пополнении лицевого счета поставщика услуг. Все каналы связи, используемые при передаче информации, защищены, все запросы шифруются и передаются в кодированном виде. Диспетчеры платежной системы в любой момент могут узнать и о том, насколько сейф терминала заполнен денежными купюрами, и о том, что инкассаторы вскрыли терминал для того, чтобы забрать эти купюры.
За каждую операцию компания, эксплуатирующая сеть терминалов, получает комиссию, а также вознаграждение от провайдера услуг, которому удается экономить на расходах по созданию собственной сети приема платежей или продаж платежных карт. Размер комиссии, взимаемой с клиента, варьируется от 0% до 5%. Стоимость терминалов у разных производителей варьируется в диапазоне от $2,5 тыс. до $5 тыс.
"Конкуренция на рынке за прошедший год заметно выросла, причем появилось много небольших игроков, эксплуатирующих сеть в 10-15 платежных терминалов, -- заявил Ъ Константин Сивцов, генеральный директор ЗАО "Унисенсор", развивающего сеть платежных терминалов "Уникасса". -- Это произошло прежде всего из-за того, что вход на данный рынок очень дешев и при этом есть несколько платежных систем, которые охотно подключают к своему процессинговому центру любое количество терминалов. В результате практически любой предприниматель может стать участником этого рынка".
На стремительно растущем рынке по приему платежей сформировалось три разных подхода к ведению бизнеса. Одни компании производят платежные терминалы и работают на рынке, выстраивая исключительно собственные сети. К таковым относятся, к примеру, "Элекснет" и "Унисенсор". "В нашу сеть в Петербурге входит уже свыше 300 терминалов. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и при этом намерены развиваться самостоятельно, -- заявил Ъ заместитель генерального директора ОАО "Элекснет-СПб" Андрей Язев. -- Конкуренция на рынке продолжает расти, а потому я не стану раскрывать другую информацию, касающуюся нашего бизнеса. Срок окупаемости терминалов, структура платежного оборота -- все это наша коммерческая тайна".
Между тем другие участники рынка, наоборот, принципиально не выстраивают собственных сетей, ограничиваясь созданием платежной системы, и развиваются на рынке с помощью партнеров, которые самостоятельно покупают терминалы и несут все расходы по их обслуживанию. Среди таких игроков лидером в регионе является "Объединенная система моментальных платежей". Как заявил Ъ руководитель представительства этой компании в Петербурге Дмитрий Гордин, на начало весны партнерами этой платежной системы в Петербурге установлено 1098 терминалов. "Всего нашими партнерами в городе являются 183 дилера, из них наиболее крупными -- примерно 30 фирм, -- пояснил господин Гордин. -- Рынок Петербурга имеет большой потенциал и в ближайшие годы вырастет в несколько раз. Москва уже в достаточной мере насыщена доходными терминалами, но в целом по России не охвачено как минимум две трети рынка, а значит, имеются большие возможности для роста. Новая волна роста произойдет в ближайшие год-полтора, поскольку терминал морально устаревает через три года".
Третья группа игроков в основном формируется различными банками, которые выступают как платежные системы и при этом не занимаются производством платежных терминалов. В Петербурге таким игроком является ЗАО "Петербургский социально-коммерческий банк" (ПСКБ). "Для нас запуск платежной системы Kassira.net был продолжением нашего бизнеса в области интернет-банкинга. Эта система дала возможность работающим с нами через Интернет клиентам, число которых уже перевалило за 50 тыс., гораздо проще и удобнее пополнять свои счета, -- пояснил Ъ Владимир Прибыткин, председатель совета директоров ПСКБ. -- С конца прошлого года сеть выросла до 100 собственных платежных терминалов и стала отдельным бизнесом. В 2008 году мы намерены увеличить ее размер до 1 тыс. терминалов по всей стране, причем планируем активно привлекать различных региональных партнеров, которые будут за свой счет покупать терминалы и за использование нашего процессингового центра делиться с нами получаемыми комиссионными". Другими активными игроками в этом сегменте являются такие московские финансовые структуры, как, к примеру, банк "Платина" и СДМ-банк.
"На сегодня в Петербурге работает почти 50 терминалов нашей платежной системы 'Плат-Форма', - заявил Ъ Андрей Венчиков, менеджер регионального развития на Северо-Западе ЗАО "Плат-Форма", которое является проектом СДМ-банка, - но уже к осени мы планируем увеличить эту сеть до 200 терминалов". При этом господина Венчикова вовсе не смущает, что практически все торговые точки уже охвачены терминалами конкурентов. "Мы мало с кем пересекаемся, поскольку основной акцент делаем на приеме платежей по кредитам, а

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость