Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Публикации

16.11.2007

Журнал "БАНКОВСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ" №4, апрель 2007г.

Банкоматы с расширенным набором функций - ключ кредитных организаций к доходному рынку розничных платежей.
Кредитные организации постоянно расширяют как сеть банкоматов, так и функциональность самих устройств. Банкиров привлекает рынок электронных платежей, приносящий ощутимую прибыль. Однако на нем кредитные организации вынуждены конкурировать с электронными платежными системами. Но в скором времени от конкурентов можно будет избавиться: высока вероятность того, что для небанковских организаций введут серьезные ограничения по приему платежей.

Розница на автомате
Ужесточающаяся конкуренция в розничном бизнесе подталкивает кредитные организации к более активному совершенствованию инфраструктуры для населения. Банки активно расширяют сеть точек обслуживания розничных клиентов, однако даже организация мини-офиса редко обходится дешевле 100 тыс. долларов. Поэтому кредитные организации стараются применять другие способы для увеличения сети розничных продаж, в том числе устанавливают различные виды банкоматов. Конечно, офисы самообслуживания, в которых работает сразу несколько аппаратов (депозитор, банкоматы и автоматический информационный киоск) в среднем обходятся в 1 млн долларов. Однако установить отдельный банкомат, через который можно проводить платежи и получать деньги с пластика, стоит уже намного дешевле - в пределах 10 тыс. долларов.
Сейчас кредитные организации активно развивают банкоматные сети, так как при помощи этих устройств можно сравнительно с небольшими затратами получить неплохие результаты по завоеванию розничных клиентов. Например, банк "Возрождение" в прошлом году установил 70 новых банкоматов, а в этом году планирует установить еще 80. По словам начальника управления банковских карт банка "Возрождение" Алексей Требушного, общее количество банкоматов в конце года должно составить около 550 штук.
Не менее серьезные планы у банка "Финсервис". Эта кредитная организация потратила в прошлом году на развитие банкоматной сети более 4 млн долларов и не собирается на этом останавливаться. В банке рассказали, что в течение ближайших трех лет банкоматная сеть вырастет до 600 устройств, то есть увеличится вдвое. Того же результата, а именно удвоения сети банкоматов, намерены достичь и в Бинбанке, но всего лишь в течение этого года. Кредитной организации предстоит серьезная работа и немалые затраты, так как на начало года, по словам заместителя начальника управления банковских карт и комиссионного бизнеса Бинбанка Светланы Миколенко, ее кредитная организация уже имела сеть, которая насчитывала порядка 250 устройств.
А вот Абсолют Банк будет наращивать сеть банкоматов параллельно с открытием новых дополнительных офисов. По словам директора департамента розничных банковских продуктов Абсолют Банка Эмиля Юсупова, в этом году откроются новые офисы в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Красноярске, Волгограде, Краснодаре, Кемерово и Ростове. В результате к концу года офисная сеть должна увеличиться с 38 до 59 точек обслуживания клиентов, а пропорционально офисной сети будет увеличиваться и количество банкоматов. Политика кредитной организации в этом случае понятна. Новые офисы, особенно предназначенные для обслуживания розничных клиентов, нуждаются в дополнительной инфраструктуре, важным элементом которой являются банкоматы. Ведь наладить работу филиала в круглосуточном режиме достаточно сложно. Однако если поблизости или в самом офисе есть автоматическое устройство, например тот же банкомат, то проблема с обслуживанием клиентов, которые могут обратиться в кредитную организацию только в нерабочее время, частично решается.

Технические проблемы
Заниматься расширением сети банкоматов можно бесконечно, однако чем больше устройств обслуживает банк, тем больше у него проблем. Как показал опрос "БО", основные трудности у банкиров возникают с каналами связи. Ведь банкомат должен быть каким-то образом соединен с банком, чтобы оперативно обмениваться данными. К устройству не всегда обязательно "тянуть" провода, есть банкоматы, которые, например, могут соединяться с банком путем спутниковой связи или мобильного интернета (технологии GPRS и GSM). Все эти каналы не идеальны: на телефонной линии часто случаются сбои, а мобильный сигнал может перехватить хакер. Так что банкам постоянно приходится вкладывать средства в совершенствование технологий защиты и улучшение качества передачи данных.
Однако и это еще не все. "Трудностей, с которыми может столкнуться кредитная организация при обслуживании сети банкоматов, довольно много, - рассказывает Эмиль Юсупов (Абсолют Банк). - Все зависит от мощностей IТ-инфраструктуры банка". Проблемы могут возникать самые разные, начиная от периодического отсутствия связи и перебоев с электропитанием и заканчивая проблемами обеспечения безопасности, причем защищать банкоматы нужно не только от мошенников, но и от вандалов.
К слову, банкоматы сейчас являются легкой добычей для хакеров. Как рассказал "БО" руководитель направления консультирования и интеграции компании NCR Марк Орлов, большинство сетей банкоматов до 2003 года были оснащены операционной системой OS/2, со старыми коммуникационными протоколами SNA, Bisync, при этом часто использовалось нестандартное программное обеспечение. После 2003 года в банкоматных сетях стали применяться стандартные решения: операционная система Windows и протокол TCP/IP. Это дает банкомату, с одной стороны, расширенную функциональность, например, возможность проведения депозитных операций, персонализации, рекламных и маркетинговых кампаний, звуковое и голосовое сопровождение транзакций, но, с другой стороны, появляется угроза проникновения компьютерных вирусов и хакерских атак.
Отдельные трудности кредитные организации испытывают при эксплуатации банкоматов, которые оснащены дополнительными функциональными возможностями, таким как прием денег и проведение платежей. По словам заместителя председателя правления СДМ-Банка Владимира Луценко, при внедрении и эксплуатации этих устройств существует ряд проблем, среди которых - неготовность населения в регионах к таким техническим новшествам, поэтому количество и объем платежей пока невелики. Например, не редки случаи, когда клиент вводил в купюроприемник сразу целую пачку купюр, и терминал "зажевал" деньги. "При внедрении таких устройств проблемы возникают в первую очередь у клиентов, которым требуется овладеть навыками использования новых технологий", - соглашается Эмиль Юсупов (Абсолют Банк). Хотя эксперт тут же отметил, что автоматизированные мини-офисы достаточно удобны для клиентов.
Однако проблемы с внедрением "интеллектуальных" банкоматов не заканчиваются на трудностях с "привыканием" к ним клиентов. Проблемы часто возникают в создании инфраструктуры проведения тех или иных платежей. Например, чтобы банк мог осуществлять прием столь популярных перечислений в оплату коммунальных услуг, он должен в первую очередь наладить контакт с самими коммунальщиками, а это не так просто. "У нас существуют сложности в продвижении терминалов в регионах, в том числе в Санкт-Петербурге, - сетует Владимир Луценко. - Суть проблемы заключается в отсутствии единой системы приема платежей и низкой технической оснащенности поставщиков услуг, например коммунальных. Коммунальщики в регионах зачастую требуют документарного подтверждения операций (квитанции об оплате)".

Ключ к рынку розничных платежей
В любом случае "интеллектуальные" банкоматы - это новый этап развития автоматических устройств по обслуживанию пластиковых карт и очень перспективное направление. Электронные платежные системы (ЭПС) при помощи сетей специальных терминалов по приему оплаты за потребительские услуги уже получили неплохие результаты. "Совокупный оборот только четырех крупнейших российских ЭПС превысил, по итогам 2005 года, 3 млн долларов, что почти на 150% выше аналогичного показателя 2004 года, - рассказывают специалисты компании FAIR PAY. - Доходы игроков растут в геометрической прогрессии - по данным только одной системы, ее оборот по итогам мая прошлого год

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость