Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Публикации

16.11.2007

Газета "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" №243 от 31 октября 2007г.

Банкоматы еще надо учить принимать коммунальные платежи.
12 ноября терминалы моментальных платежей будут объявлены вне закона. Для населения это может аукнуться потерей привычной услуги, поскольку большинство банков через свои банкоматы пока не в состоянии предоставить людям сервис такого же качества, объема и охвата территории. Очереди к кассовым окошкам вырастут

Специалисты говорят, что банки попросту проспали этот рынок. Еще три-четыре года назад они "профессионально" рассуждали, что, мол, наш народ еще не дорос до платежей через автоматизированные устройства, а посему и оснащать банкоматы такими функциями еще рановато. И только пару лет назад, спохватившись, дружно и в спешке стали дополнять банкоматы устройствами cash-in (приема наличных) и предлагать через них оплату и пополнение счетов, погашение кредитов, перевод средств и др. Но - поздно. Население уже привыкло проводить все эти операции через терминалы моментальных платежей, установленных практически на каждом шагу: в магазинах, метро, переходах, супермаркетах, вокзалах, рынках. "Доля банков на рынке регулярных платежей не так уж и велика. Основная доля платежей приходится на киоски, установленные повсюду в городе ("Элекснет", Cyber Plat, E-Port), - признает вице-президент, руководитель отдела кредитных продуктов департамента розничного бизнеса Ситибанка Елена Позныхова. - Многих клиентов даже не смущает комиссия за осуществление платежа через киоски. Однако крупные банки уже сейчас начали борьбу за клиента в этом сегменте".

На самом деле банки пока не в состоянии подхватить знамя, вырванное из рук владельцев терминалов самообслуживания. И в первую очередь потому, что банкоматов у нас в стране вдвое, а то и втрое меньше, чем автоматов моментальных платежей. По оценкам специалистов, в России сейчас установлено около 36 тысяч банкоматов и только 4-6 тыс. из них способны не только выдавать деньги, а принимать наличные и проводить разнообразные платежи. Терминальный же парк - это 50-100 тыс. устройств. Однако у банкоматов есть другое очень важное преимущество - платежи, проведенные через них, обязательно дойдут до адресата. И еще один важный плюс - банки, как правило, не берут комиссионные за проведение "банкоматных" платежей.

Сейчас оплачивать сотовую связь, Интернет и телевидение позволяют банкоматы очень многих банков, в частности, Росбанка, Сбербанка, УРАЛСИБа, МБРР, Альфа-банка, "Финсервиса", Райффайзенбанка, "Союза" и др. В дополнение к этому проводят коммунальные платежи банкоматы Мастер-банка, Газпромбанка, Русского банка развития, ВТБ 24, "ГЛОБЭКСа", Инвестсбербанка, "Возрождения", Банка Москвы, Промсвязьбанка, СДМ-Банка и др. Планируют оснастить свои банкоматы функцией оплаты жилищно-коммунальных услуг Финсервисбанк и "Союз". Буквально через месяц платежи за сотовую связь начнут проводить банкоматы Ситибанка. "Через банкоматы можно будет оплатить мобильный телефон, Интернет, кабельное телевидение, междугородную и международную телефонную связь, - рассказывает Елена Позныхова из Ситибанка. - Банк предложит клиенту оплачивать коммунальные счета (квартплата, электроэнергия, домашний телефон) через банкомат".

Этим стандартным набором услуг возможности банкоматов не ограничиваются. К примеру, в банкоматах ВТБ 24 можно осуществить платежи в адрес 70 организаций, предоставляющих различные услуги (Интернет, обучение, телевидение, авиаперевозки и многое другое). К тому же банковские многофункциональные терминалы позволяют не только оплачивать и пополнять счета. Они проводят и много банковских операций: пополняют вклады, картсчета, погашают кредиты, переводят деньги в ПИФы, обменивают валюту. "Предоставление клиентам возможностей совершать через банкоматы различные виды операций позволяет банку не только разгрузить офисы от очередей, но и предоставлять клиентам круглосуточное обслуживание", - утверждает начальник управления пассивных и комиссионных операций департамента развития розничных продуктов и бизнес-процессов ВТБ 24 Юлия Деменюк

Чтобы упростить гражданам коммунальный платеж, банкиры сейчас дополняют банкоматы модулем для считывания штрих-кода. "Сегодня почти все платежные квитанции оснащены штрих-кодом, где закодированы платежные реквизиты, - поясняет заместитель председателя правления СДМ-Банка Владимир Луценко. - Благодаря автоматизированной обработке таких штрих-кодов клиент сможет просто поднести квитанцию к считывающему устройству, а после этого оплатить счет". Кроме того, на банкоматах появились модули для выдачи монет. Они просто необходимы при валюто-обменных операциях и коммунальных платежах, поскольку и те и другие требуют точности сдачи. Есть банки, которые экспериментируют с доступом к брокерскому счету через банкомат. Некоторые рассматривают возможность предоставления кредитов через банкоматы. А также выдачу предоплаченных карт.

"Ожидается, что в ближайшие годы получит распространение функция cash recycling - замкнутый оборот наличных в банкомате, когда банкомат выдает те же наличные, которые он принял, - рассказывает генеральный директор "Диболд Селф-Сервис СНГ" Виктор Джохадзе. - Это позволяет сократить расходы банков на инкассацию". Кроме того, по словам Виктора Джохадзе, банкоматы должны стать более "клиентоориентированы". "Современные системы позволяют идентифицировать клиента и передавать ему личную информацию, - рассказывает он. - К примеру, вы брали кредит в банке и вовремя его погасили. Банк об этом знает, и когда вы вставили карточку в банкомат, он вам говорит: "Добро пожаловать, вы у нас брали кредит и успешно его погасили, мы готовы дать вам следующий, только еще дешевле, потому что вы хороший клиент". Или: "Здравствуйте, у вас день рождения, мы вас поздравляем"".

Но предоставить разнообразный сервис мало, банкирам надо еще "открыть" платежи через банкоматы не только для владельцев "своих", но и "чужих" карт и вообще - для всех желающих. На такое сегодня способны далеко не все банковские автоматы. И это сейчас основная проблема, которую банкам необходимо решить, чтобы выиграть конкурентную войну с сетевыми терминалами моментальных платежей.

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость