Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Пресс-релизы

13.03.2014
Известия   |   Экономика   |   Анастасия Алексеевских

Иностранный аудит для госкомпаний просят оставить

Минфин солидарен с банкирами, выступившими против законопроекта, запрещающего иностранным организациям проводить аудит финансовой отчетности госкомпаний

Банковское сообщество выступило против законопроекта депутатов Госдумы (фракция ЛДПР), запрещающего иностранным организациям проводить обязательный аудит финансовой отчетности госкомпаний, в том числе государственных кредитных организаций. По мнению банкиров, принятие документа помешает госбанкам эффективно привлекать средства за рубежом. Об этом говорится в письме Ассоциации российских банков (АРБ), направленном в Министерство финансов РФ.

Законопроект, вводящий запрет на проведение иностранными аудиторами проверки компаний (в том числе кредитных организаций), доля государства в которых составляет не менее 25%, ранее внесли в Госдуму депутаты ЛДПР — Андрей Свинцов, Ярослав Нилов, Сергей Катасонов во главе с вице-спикером Госдумы Игорем Лебедевым. Парламентарии прописали в законе, что аудит вышеперечисленных компаний могут проводить только аудиторские организации, в уставном капитале которых отсутствуют иностранные юридические или физические лица. Изменения предлагается внести в закон «Об аудиторской деятельности».

Как отмечают депутаты, при оказании аудиторских услуг иностранными компаниями высоки риски утечки информации, несмотря на аудиторскую тайну. Либерал-демократы констатируют, что иностранные организации проводят аудит большинства российских стратегических предприятий, но доступ к такой информации угрожает интересам страны.

Кроме того, по мнению авторов законопроекта, участие иностранных компаний в аудите государственных российских предприятий влечет экономический ущерб для отечественных аудиторов. В сопроводительном письме Минфина к законопроекту указано, что доля доходов «большой четверки» доминирующих аудиторских компаний (PricewaterhouseCoopers, KPMG, Ernst & Young и Deloitte & Touche) от аудита выросла на 22,4%, в то время как в 46 крупнейших российских аудиторских организациях — только на 4,5%. Четыре международные организации получают 42,6% в совокупных доходов всей отрасли от проведения аудита, посчитал Минфин. При этом доход от одного клиента международной аудиторской компании выше соответствующего дохода типичной отечественной организации более чем в 60 раз, указано в пояснительной записке к законопроекту.

Банковское сообщество выступило против нововведения. Как отмечается в письме АРБ, направленном в Минфин, в настоящее время большинство банков с госучастием привлекает денежные средства на иностранных рынках капитала для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов. При этом одним из условий успешного заимствования (в том числе по низким ставкам) является предоставление инвесторам обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности, подтвержденной аудиторской организацией.

По сложившейся практике инвесторы требуют, чтобы в качестве аудиторов выступали иностранные компании, включая представителей «большой четверки», указано в письме АРБ. Следовательно, введение запрета на аудит иностранных организаций повлечет для российских госбанков проблемы при заимствованиях за рубежом.  

Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что законодательные изменения, предлагаемые ЛДПР, действительно помешают госбанкам эффективно занимать средства за рубежом.

По словам первого зампреда СМП Банка Александра Левковского, наличие положительного аудиторского заключения, подписанного авторитетной международной аудиторской компанией, является обязательным условием для всех видов кредитных, корреспондентских и иных отношений любых банков. 

Зампред СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин констатирует, что иностранные инвесторы доверяют результатам аудита, проведенного именно международными аудиторами.

— Как следствие, проведение аудита иностранными организациями позволяет банкам, в том числе и с госучастием, более эффективно привлекать средства за рубежом, — говорит Андрюшкин. — Кроме того, аудит международной компанией проводится не только в рамках процедуры обязательного аудита, но и, например, при получении международных рейтингов — Fitch, S&P и других. Как быть с этим: отказаться от получения  международных рейтингов? В связи с этим следует понимать, что введение запрета на аудит иностранными организациями может быть негативным фактором во взаимодействии с участниками мирового финансового рынка.

Нововведения, предлагаемые ЛДПР, — это шаг назад, который увеличит непрозрачность российских организаций, в то время как весь мир движется в сторону ее повышения, считает директор по рынкам капитала и инвестициям банка «Восточный экспресс» Виктор Тимотин.

— Очевидно, что в первую очередь это пагубно скажется на капитализации публично торгуемых госорганизаций — можно ожидать, что их капитализация значительно уменьшится, — поясняет Тимотин. — Это, в свою очередь, повлияет на оценку бизнеса и доступ к иностранному капиталу со стороны частных российских компаний — международные размещения будут проходить с низкой оценкой.  

По словам начальника аналитического департамента United Traders Михаила Крылова, только аудит иностранными агентами по западным стандартам может расширить предложение финансирования для российских банков за рубежом.

— Китайское законодательство запрещает передавать иностранным агентам данные, которые могут содержать государственную тайну, — указывает Крылов. — В Индии и других странах были крупные скандалы вокруг манипуляций иностранных аудиторов, таких как PwC, на фондовом рынке и коррупции в их рядах. Прямого запрета на иностранный аудит стараются избегать, потому что это ставит под угрозу доверие зарубежных инвесторов. Для госбанков такой запрет создаст риск полного прекращения сотрудничества с рейтинговыми агентствами.

Отечественные аудиторские компании пока не способны конкурировать по авторитету с «большой четверкой», отмечает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. Более того, отечественный рынок кишмя кишит «комфортными» аудиторами, которые за недорогую цену готовы подтвердить любую фиктивную отчетность, указывает эксперт.

— Искусственное создание рынка для российских аудиторских компаний может сыграть им не на руку, так как подорвет принцип свободной конкуренции и развитие данной отрасли, — добавляет руководитель службы внутреннего контроля Абсолют-банка Елена Букина.

Разумное решение этой проблемы должно выглядеть как-то иначе, возможно, отечественные компании должны получать преференции или в крупных госкорпорациях должны быть несколько независимых аудиторов, одним из которых должна быть отечественная компания, считает главный аналитик UFS Investment Company Илья Балакирев. 

Минфин не поддерживает законопроект ЛДПР. В министерстве отмечают, что депутаты не обосновали, в чем при отсутствии предлагаемых ограничений заключается угроза основам конституционного стоя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц, обеспечению обороны страны и безопасности государства. 

— Если будет дана преференция отечественным аудиторам, российские компании при выходе на международные рынки будут все равно вынуждены нести дополнительные расходы — на иностранный аудит для привлечения заимствований, — указывают в Минфине. — Необходимость смены аудитора снизит качество аудита при первой проверке финансовой отчетности, дополнительные расходы на выбор новой компании, что повлечет затраты государства, ведь речь идет о госкомпаниях. При этом смена аудитора, как правило, изначально вызывает негативную реакцию финансовых рынков, что может отразиться на капитализации российских эмитентов ценных бумаг. Кроме того, это противоречит обязательствам, взятым Россией на себя в рамках ВТО. 

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/567334#ixzz2vpTpk9jo
  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость