Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Пресс-релизы

04.09.2009

ГАЗЕТА №166
Дата: Сентябрь 04, 2009.
Тип издания: Ежедневная общественно-политическая газета.
Тираж: 50 100 экз.
Распространение: Россия.

В четверг Центробанк на своем сайте разместил проект указания, разъясняющий, каким образом банки могут покинуть систему страхования вкладов. Сделано это вряд ли случайно. Если кризис затянется (или реализуются прогнозы о второй волне в банковском секторе), то для небольших банков работа с вкладчиками может оказаться весьма накладной.
Действительно, розничная депозитная программа требует от банков больших затрат. При ее построении необходимо, в частности, выстраивать филиальную сеть, набирать и обучать персонал. Для того чтобы привлекать вкладчиков, нужно поддерживать конкурентные ставки — при том, что у крупнейших банков они доходят до 15%, а ЦБ не разрешает держать ставки более 16,77%. Потом ежеквартально направлять в фонд обязательного страхования вкладов (ФОСВ) 0,1% от размера остатков средств на депозитах частных лиц. И ко всему прочему терпеть усиленный надзор со стороны регулятора. В этой ситуации небольшим банкам легче отдать "физиков" на откуп госбанкам и сосредоточиться на кредитовании малого и среднего бизнеса.
Конечно, для любого банка возможность привлекать средства частных лиц — это больше чем просто бизнес или возможность пополнить пассивную базу. Главный плюс участия в системе страхования вкладов — это своеобразный знак качества для кредитной организации. На который, к слову сказать, вкладчики внимания почти не обращают, чего не скажешь о потенциальных клиентах — юридических лицах. Но чтобы получить этот знак качества, многим банкам пришлось пройти не только через огонь и воду, но и через кризис 2004 года, одной из причин которого называют как раз начало работы системы.
Через огонь и воду
Вступая в систему страхования вкладов, банк должен кроме двухлетнего стажа работы на рынке соответствовать многим другим жестким критериям. Так, в соответствии с требованиями Центробанка он обязан получить удовлетворительные оценки по всем пяти группам показателей: капитала, активов, качества управления и прозрачности структуры собственности, доходности и ликвидности, чего от неучастников системы не требуется. Правда, месяц назад ЦБ отменил требования по доходности (видимо, из-за того, что в кризис им перестали соответствовать слишком многие кредитные организации), но сохранил все остальные.
В отличие от остальных банков члены системы страхования вкладов должны раскрывать информацию о реальных собственниках.
Во многом именно поэтому лицензия на работу с депозитами физлиц имеет значимость и для корпоративных клиентов — они считают, что при ее наличии работа с банком менее рискованна.
В условиях кризиса
Начало кризиса в банковском секторе ознаменовалось прежде всего постепенным сворачиванием кредитных операций. При этом пострадали не только заемщики-физлица, но и корпоративный сектор. Как ни удивительно, многим банкам такая ситуация оказалась только на руку. Заемщики, которым отказывали в кредите крупные банки, начали обращаться в банки поменьше. Рынок, на котором прежде царили заемщики, достаточно быстро превратился в рынок продавца-банкира.

В этих условиях предприятия, нуждавшиеся в деньгах, уже не выбирают банк, а берут кредиты там, где их дают. Знак качества утратил значительную часть своей привлекательности — сейчас найти заемщиков любой степени солидности для банков не проблема. Кроме того, если в докризисные времена при продаже банка лицензия на работу с физлицами позволяла рассчитывать на дополнительные деньги, то теперь найти инвестора стало сверхсложной задачей даже для образцовых кредитных организаций. Для чего тогда она нужна, эта лицензия?
Порядок выхода
В ЦБ, видимо, посчитали так же.
Плюс учли, что даже при значительных антикризисных послаблениях многие банки не смогут соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам системы.
В проекте инструкции, размещенной в четверг на сайте ЦБ, отражен порядок предоставления ходатайства о прекращении права на работу с вкладами. Если кредитное учреждение не соответствует требованиям системы страхования вкладов, ЦБ в течение пяти дней с момента принятия решения направляет в банк требование, после чего тот в 30-дневный срок должен передать регулятору ходатайство о выходе из системы. Банк России в свою очередь оформляет лицензию на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте без права привлечения во вклады средств физических лиц. Оставшимся вкладчикам средства будут выплачиваться по мере истечения срока договоров вклада. А функции страхования депозитов переходят от Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Центральному банку.
Банки не хотят
Впрочем, несмотря на все трудности для банка в работе с вкладчиками, эксперт фондового центра "Инфина" Вероника Чекина уверена, что ни один банк добровольно не пойдет на выход из системы страхования вкладов. За все пять лет работы системы страхования вкладов банки покидали ее только принудительно, при отзыве всех лицензий. Кроме того, как отмечает депутат Госдумы Анатолий Аксаков, сейчас основную часть ресурсов банка составляют привлеченные средства. Между тем, по данным АСВ, если в первом квартале население направляло на сбережения 8,7% доходов, то во втором — уже 17,1%. И до конца года, по прогнозам АСВ, показатель может увеличиться до 20—24%.
Однако тех, кто не захочет уйти с арены, заставят смириться. Кандидатов много. По словам депутата Госдумы Павла Медведева, в первую очередь это те, кто не сможет к 2009 году нарастить свой капитал до 90 млн рублей, до 2011 года — до 180 млн. По данным ЦБ, сейчас капитал меньше 180 млн рублей имеют 309 банков.
"Стольким банкам придется уйти из-за того, что депутаты приняли неправильное решение", — сетует Павел Медведев. Кроме того, список будет пополняться за счет организаций, не удовлетворяющих требованиям к членам системы страхования. По словам Медведева, деньги этих банков, пусть достаточно небольшие, скорее всего, достанутся госбанкам.
Государственные надежнее
Так же считают и в АСВ. По данным исследования, проведенного агентством три месяца назад, самым высоким рейтингом обладают следующие формы накопления: размещение средств в банке, находящемся под контролем государства (36%), покупка недвижимости ( 24%), наличные рубли ( 16%). А учитывая приближающуюся вторую волну, эта тенденция скоро будет иметь ярко выраженный характер.
Впрочем, частные банки уверены в верности своих клиентов. "Мы не ждем никакого оттока вкладов, тем более что сейчас население уже привыкло к экономической ситуации и поняло, кто есть кто на банковском рынке. Отток вкладов был в прошлом году, когда население понесло деньги в госбанки. Но потом все устаканилось, население поняло, что частные банки могут предложить не менее привлекательные ставки по вкладам и зачастую сделать более интересные предложения по депозитным продуктам ", — говорит заместитель председателя правления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин, отмечая при этом положительную динамику вкладов в последние месяцы.
Но в банках с государственным участием уверены в обратном.
"Мы ничего не ожидаем, однако знаем, что, несмотря на более низкие, чем у частников, ставки по вкладам, вкладчики к нам придут, поскольку сейчас склонны делать выбор в пользу надежности", — сообщил "Газете" руководитель розничного блока одного из госбанков.
Зачем властям концентрировать вклады в госбанках?
Анатолий Аксаков, член комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков
Главной ресурсной базой многих банков, не имеющих доступа к государственным ресурсам, являются именно вклады населения. Переток вкладов населения частных и региональных банков в госбанки чреват потрясениями всей финансовой системы и возникновением принципа домино. Я уверен, что и ЦБ, и другие финансовые власти понимают, как это опасно. Гипотетически такой пере ток возможен в экстренной политико-экономической ситуации, подобной той, какая была накануне дефолта 1998 года.
Но сейчас совершенно иное положение вещей, и подобный шаг противоречил бы не только интересам экономики, но и здравому смыслу.
Гарегин Тосунян, президент А

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость