Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Пресс-релизы

11.06.2009

ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ №93
Дата: Июнь 01, 2009.
Тип издания: Ежедневная общественно-политическая газета.
Тираж: 51 000 экз.
Распространение: Москва и Московская область.

Сбербанк спасает немецкий автопром ради российского
Глобальный кризис сделал то, чего безуспешно пытались добиться российские власти все последние годы: на Западе с распахнутыми объятиями встречают инвесторов из России. Сбербанк получит 35% акций немецкого автоконцерна Opel - таков результат драматических переговоров о спасении знаменитой фирмы, которыми в последние дни жила вся Германия. Ключевую роль в этих переговорах сыграла канцлер ФРГ Ангела Меркель.
Официальным спасителем Opel называют канадца австрийского происхождения Франка Штронаха: его концерн Magna совместно со Сбербанком станет владельцем контрольного пакета акций автопроизводителя. Таким образом, Opel будет независим от материнской компании - переживающего кризис General Motors (индустриальным партнером консорциума, не претендующим на долю в капитале Opel, стала группа ГАЗ Олега Дерипаски). Но именно участие в сделке крупнейшего российского банка, почти на 60% принадлежащего Центральному банку, является знаковым событием. Никогда еще российским компаниям не удавалось получить на Западе активы такого рода. Ближе всех к этому был, пожалуй, глава "Северстали" Алексей Мордашов, претендовавший в 2006 году на Arcelor и скорее всего сейчас ничуть не сожалеющий о той неудаче.
На неприятие своих инвестиционных намерений российские компании наталкивались и в Великобритании, и в Испании, да и в Германии. Встречаясь в октябре 2006 года с немецкими предпринимателями в Мюнхене, тогдашний президент России Владимир Путин убеждал их не бояться русского бизнеса: "Те, кто к вам приходит сейчас, - это не Красная армия, а такие же капиталисты, как и вы! " Главный экономист российского Deutsche Bank Ярослав Лисоволик одобряет решение немцев о судьбе Opel: "Хорошо, что протекционизм не предотвращает такого рода сделок". Выгоду для российской стороны он видит прежде всего в появлении сильного стратегического партнера для российского автопрома и дальнейшем технологическом сближении.
"Такие же капиталисты", пришедшие теперь в германское автомобилестроение, имеют лицо Германа Грефа, который говорит от имени Сбербанка: "Мы как банк заинтересованы в том, чтобы с помощью приобретения такого рода актива могла быть реструктурирована автомобильная отрасль Российской Федерации, - сказал он в интервью телеканалу "Вести". - На мой взгляд, это очень хороший шанс для России получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее сегодня продвинутых, с точки зрения технологий, европейского производителя".
Примечательно и то, что споры в Берлине имели исключительно бизнес-характер, а "происхождение" инвесторов, судя по всему, никого не волновало (конкурентом канадско-российского альянса, как известно, был FIAT, который на самом последнем этапе вышел из переговоров). Точка в дискуссиях между канцлером ФРГ Ангелой Меркель и федеральным министром экономики Карлом Теодором цу Гуттенбергом была поставлена в ночь на субботу.
Цу Гуттенберг заявил, что после "первоначальных сомнений" принимает концепцию спасения Opel, на которой настаивала канцлер и ее сторонники. В отличие от министра, вполне реально допускавшего перспективу банкротства Opel с его 26 тыс. работников в шести европейских странах, г-жа канцлер настаивала на концепции спасения фирмы, предполагавшей участие Magna. Министр же возмущался, что Magna в планирующейся сделке фактически не берет на себя никаких рисков, в то время как правительство дает Opel кредит и гарантии по кредитам на общую сумму в 6 млрд. евро. Цу Гуттенберг даже грозился в знак протеста уйти в отставку. Однако и этот последний бастион сопротивления канцлер Меркель окончательно сломила к 2 часам 25 минутам ночи субботы.
Представ перед прессой, Ангела Меркель сказала: "Мы сформулировали такую концепцию, при которой удалось достичь всего, что мы хотели с политической точки зрения". Канцлер также сообщила, что еще в пятницу имела телефонную беседу с президентом США Бараком Обамой, и они сошлись в том, что для спасения Opel нужно сделать все возможное (срочных контактов с российским руководством, по сведениям источников "Времени новостей", у г-жи Меркель не было). "Это шанс для сотрудников, который, как я считаю, они заслужили. Потому что в сложившейся ситуации виноваты не они", - приводит РИА Новости слова Меркель, не преминувшей обратить внимание на "неправильный менеджмент GM в США".
Концепция, в которой, как говорит Ангела Меркель, "удалось достичь всего, что мы хотели", изложена в трехстраничном меморандуме. Формально ни для одной из подписавших сторон он не является юридически обязывающим. "Разумеется, следует указать, что работа Opel и инвестора Magna сейчас только начинается, и, без сомнения, пред стоит решить еще много сложных задач", - уточняет канцлер ФРГ.
Окончательно сделку намечено завершить приблизительно через два месяца. Чтобы продержать немецкий автоконцерн на плаву до оформления необходимых соглашений в течение этого времени, федеральное правительство гарантировало предоставление кредита в размере 1, 5 млрд. евро. Эти деньги выделили пополам федеральный центр и федеральные земли, где расположены предприятия концерна Opel. Сумму в 300 млн. евро, необходимую для покрытия краткосрочных нужд концерна, вносит Magna. В общей сложности позже Magna будут необходимы государственные кредитные гарантии на 4, 5 млрд. евро (видимо, организацией кредитов займется Сбербанк). Как заявил министр финансов ФРГ Пеер Штайнбрюк, 1, 5-миллиардный кредит будет предоставлен уже на этой неделе, а госгарантии будут выданы на пять лет.
От нового владельца Opel взамен получена главная для федерального правительства Германии гарантия - все четыре завода Opel в Германии будут сохранены. Однако эксперты указывают, что до полной нормализации ситуации вокруг Opel предстоит преодолеть длительный и достаточно тернистый путь. Одной из главных трудностей считается завершение процедуры полного выхода Opel из-под контроля General Motors.
Тем не менее работники Opel впервые за много месяцев реально поверили в возможность спасения своего предприятия. В Рюссельсхайме, где расположена штаб-квартира концерна, в прошедшие выходные царило приподнятое настроение. "Это начало нового будущего для Opel", - ликовал европейский шеф General Motors Карл-Петер Форстер. Как он изящно выразился, концерн "в настоящее время абсолютно спасен".
Однако если Magna и гарантирует сохранение всех немецких производств Opel, то относительно неприкосновенности имеющихся рабочих мест речь вовсе не идет. По этому поводу в протоколе о намерениях ничего не говорится. Представители немецкой стороны, участвовавшие в субботних переговорах в ведомстве канцлера, отметили, что фиксация подобных обязательств официально была бы недопустима с точки зрения ЕС. Тем не менее в своей концепции концерн Magna говорит о сокращении 11 тыс. рабочих мест в General Motors Europe, т. е. по всей Европе; приблизительно 2500 рабочих мест предусматривается сократить по Германии. Однако это лишь "концептуальные рассуждения", а скольким рабочим местам на Opel реально угрожает перспектива сокращения, сказать сегодня никто не может. Magna собирается лишь "в последующие недели изучить" этот вопрос. Независимо от этого, например, в Бохуме, как считает премьер-министр земли Северный Рейн - Вестфалия Юрген Рютггерс, угроза увольнения нависла над каждым третьим работником Opel из в общей сложности 5170 человек.
Согласно представлениям консорциума Magna - Сбербанк возглавит новое предприятие по имени Adam Opel Карл-Петер Форстер. Штаб-квартира концерна сохранится в Рюссельсхайме. Новые владельцы концерна, как заявлено в их стратегии, будут добиваться того, чтобы Opel было предоставлено от GM все необходимое для продолжения его деятельности в качестве самостоятельного предприятия - производственные мощности, коммерческие права на использование патентов и лицензий, транспортные средства, финансовые расчеты, самостоятельный доступ на рынки. При этом стратегической целью консорциума-покупателя становится завоевание российского рынка автомобилей. Здесь руко

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость