Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Пресс-релизы

14.05.2008

ФИНАНС №18 от 12 мая 2008

Финансирование. Найти ресурсы для расширения бизнеса и пополнения оборотных средств - задача непростая. Но проблема все же решается, хотя порой не так просто, как хотелось бы.
История первая, рассказанная Анатолием Лысцевым, гендиректором "Прованских вин" (Москва)
Профиль деятельности: импорт и продажа алкогольных напитков.
Специфика работы компании подразумевает две основных статьи расхода: на закупку товара и на таможенное обеспечение сделки. Причем деньги вкладываются на продолжительный период - возврат денег из таможни (из расчета 1,5 млн рублей на одну машину вина) осуществляется обычно через три месяца. Такая же примерно сумма нужна для того, чтобы товар приобрести. Весь цикл поставки вина из Франции (с момента заказа и оплаты акцизной марки до получения готовой продукции в России) занимает приблизительно два месяца, в течение которых деньги выводятся из оборота.
Таким образом, для работы современного негоцианта требуется большой объем оборотных средств - их подчас довольно трудно получить в одном банке. "Нам приходится работать с несколькими банками, - рассказывает гендиректор "Прованских вин" Анатолий Лысцев. - Дело в том, что обстановка в кредитных учреждениях порой резко меняется: нам то открывают кредитные линии, то закрывают их, то предоставляют банковские гарантии, то в них отказывают. Достаточно, чтобы в банк за финансированием обратился крупный клиент - и предприятия малого и среднего бизнеса остаются без кредитов".
Для импортеров сейчас не лучшие времена. Многие банки перестали предоставлять негоциантам банковские гарантии, ссылаясь на то, что этот вид услуг перестал быть выгодным. Кризис на мировых финансовых рынках повлиял также на величину ставки. "Если в начале года средняя цена денег была в районе 12% годовых, то спустя четыре месяца предложения от банков на уровне 18-20% уже не редкость", - говорит Анатолий Лысцев. С другой стороны, несмотря на то что деньги стали дороже, проблем с финансированием у "Прованских вин" нет: банки продолжают открывать кредитные линии в необходимых объемах.
По словам Анатолия Лысцева, он много лет пытался задействовать такой инструмент, как факторинг. Но до сих пор не пользуется им. Причина, по мнению гендиректора, в том, что финансирование под уступку дебиторской задолженности, в особенности full factoring, не по карману стабильно работающему среднему предприятию.
***
История вторая, рассказанная Галиной Саган, и.о. главного бухгалтера компании "Элегия" (Москва)
Профиль деятельности: сдача в аренду торговым предприятиям автофургонов, переоборудованных для продажи продуктов.
2005 году компания обратилась в Лефко-банк, клиентом которого была, с просьбой о финансировании: "Элегия" намеревалась приобрести в лизинг четыре мини-грузовика "Газель", переоборудовать их для перевозки свежих овощей и салатов и сдать в аренду вместе с водителями одному из своих клиентов. Стоимость проекта составляла 2,7 млн рублей со сроком реализации 2 года.
В отделении "ВВЦ", где находятся счета фирмы, таких услуг не оказывают, и поэтому руководство компании было вынуждено обратиться в центральный офис Лефко-банка. Однако, несмотря на поддержку управляющей отделением, сотрудники кредитного комитета даже отказались принять документы на рассмотрение. Причина - слишком маленькая сумма для финансирования.
Но Галина Саган не отчаялась и стала обзванивать все лизинговые компании (ЛК) Москвы. Задача была найти финансиста, не пренебрегающего сотрудничеством с малым бизнесом и способного предложить "Элегии" приемлемые условия. Заочный необъявленный тендер выиграла ЛК "Олимпия", автомобили приобрели в августе 2005 года, и в июле 2007-го проект был успешно завершен.
За первым контрактом последовал второй: в октябре 2006-го "Элегия" при помощи "Олимпии" приобрела еще две машины, на сей раз - Hyundai Porter. Лизинговый контракт заключен на 21 месяц на сумму 1,2 млн рублей.
Однако, вероятнее всего, второй лизинговый договор окажется последним: в ЛК произошла смена руководства. Прежний директор, с которым у компании сложились хорошие деловые отношения, ушел в отставку, а с новым главой найти общий язык не удается. "По всей видимости, нам придется искать нового партнера, - сокрушается Галина Саган. - К сожалению, это не так просто сделать: небольшие предприятия никому не интересны и поэтому, кроме разговоров о необходимости малому и среднему бизнесу, больше - увы! - ничего не происходит".
***
История третья, рассказанная Александром Петровым, гендиректором торгового дома "Союз-центр" (Москва)
Профиль деятельности: оптовая торговля отделочными материалами и мебельными комплектующими.
По словам Александра Петрова, "Союз-центр" в течение года использует около 60 млн рублей кредитных линий для пополнения оборотных средств. Эти деньги идут на создание товарного запаса по стратегическим направлениям. Дело в том, что бизнес торгового дома сезонный и есть периоды накопления товара, за счет чего во время повышенного спроса компания достигает максимальных результатов, поскольку не испытывает дефицита и перебоев с поставками. "Часть денег идет на покрытие дебиторской задолженности наших клиентов, - говорит Александр Петров. - Мы предоставляем отсрочки, и нам необходимы заемные средства, чтобы эти отсрочки обеспечивать".
Кроме кредитов "Союз-центр" использует факторинг. Руководство компании считает этот инструмент весьма удобным для финансирования длительных - до 60 дней - отсрочек. Последние несколько лет компания активно работает с лизингом, приобретая погрузочную технику и складское оборудование. Ежегодно заключаются договора финансовой аренды на сумму свыше 3 млн рублей. "Это выгодно, - утверждает Александр Петров. -Если я не изымаю деньги из оборота, то объем лизинговых платежей не превышает четверти прибыли, которую я при этом зарабатываю".
После учреждения в 2003 году компания обслуживалась в Федеральном промышленном банке, однако не нашла там взаимопонимания и довольно быстро перешла в СДМ-банк -он более лояльно подошел к первому кредиту на сумму 10 млн рублей. На небольшой промежуток времени партнеры расставались, но "Союз-центр" быстро вернулся назад и о смене финансиста больше не думает. "Для нашего бизнеса очень важна скорость принятия решения, - говорит Александр Петров, -А в Сбербанке, например, ресурсы, может быть, и дешевле, но быстро работать там не умеют, структура очень громоздкая".
***
История четвертая, рассказанная индивидуальным предпринимателем Андреем Соловьевым (Республика Коми)
Профиль деятельности: оказание услуг по техническому диагностированию автомототранспортных средств (АМТС) при государственном техническом осмотре; продажа железнодорожных билетов.
Кредит требовался для "стартапа" - открытия двух передвижных пунктов технического диагностирования АМТС. Стоимость проекта - 2 млн рублей, которые инвестировались на 24 месяца. Предполагалось закупить два автомобиля "Газель", на базе которых монтировалась диагностическая аппаратура производства компании "Мета" (город Жигулевск, Самарская область), оборудовались рабочие места для контролеров и сотрудника ГАИ-ГИБДД. Диагностические пункты должны были вахтовым методом обслуживать пять районов республики.
В 2005 году предприниматель обращался за финансированием в сыктывкарский филиал одного московского банка и в две региональных лизинговые компании. Все три попытки закончились неудачно. При этом, по словам самого Андрея Соловьева, формального отказа он не получал: "В банке мне предложили привести трех поручителей. Причем еще до принятия решения о выдаче кредита они должны были перейти в этот банк на обслуживание, перевести туда все свои счета. Условие являлось заведомо невыполнимым - люди, согласившиеся за меня поручиться, не новички в бизнесе, которым занимаются по 15-20 лет. За такой срок у каждого из них сложились свои взаимоотношения с кредитными организациями, которые никто ломать не собирался".
Переговоры предпринимателя с банком зашли в тупик, и он их прекратил. Попытки получить финансирование в лизинговых компаниях также закончились полным фиаско. "Когда там услышали про "стартап", у сотрудников на лице возникло кислое выражение", - вспоминает А

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость