Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Пресс-релизы

19.11.2007

Журнал "РБК" июль 2006 г.            

MasterCard не смогла сохранить лидирующие позиции на российском рынке после кризиса 1998 года. Однако спустя семь лет ей удалось вновь догнать своего главного конкурента – Visa.

В придверии финального матча Лиги чемпионов УЕФА президент MasterCard Europe Хавьер Перес не мог обойти тему европейского турнира, «Я болею за «Барселону», я родился в этом городе», - он демонстрирует корреспонденту «РБК» свои галстук с логотипом испанского клуба. Через несколько часов «Барселона» одержала победу над «Арсеналом» со счетом 2:1... Удастся ли г-ну Пересу так же успешно обыграть на российском рынке главного конкурента - Visa - пока неясно. Однако MasterCard уже буквально наступает Visa на пятки. «Рост эмиссии и оборота по нашим картам в России лучше, чем и 53 европейских странах», - не может скрыть радости г-н Перес. Ведь за несколько дней до IPO MasterCard ему запрещено говорить об этом.

О вреде заблуждений

Статьи о международных платежных системах и американской Интернет-инциклопедии сообщает: люди зачастую уверены, что Visa и MasterCard (создавалась как конкурент Visa) выступают и тандеме. Связано это с тем, что в судах они всё чаще оказываются по одну сторону баррикад. Их вину объединении для борьбы с остальными участниками рынка и создании монополии в 2004 году подтвердил даже Церковный суд США. «Случается» что иски направлены сразу против нескольких платежных систем, потому что их бизнес - модели схожи, - пожимает плечами глава MasterCard Europe. Сходство стратегии платежных гигантов действительно велико. Например, оба работают над построением Единого европейского платежного пространства – SEPA (Single European Гаутегн Area). В результате по картам обеих систем будут введены единые тарифы для расчетов в рамках всего Евросоюза. Тождество наблюдается также за пределами рынка пластика: MasterCard – эксклюзивный спонсор мероприятий в рамках Кубка мира FIFA, а Visa – Международного олимпийского комитета. Хотя опыт конкурентной борьбы па мироном уровне обеих платежных систем огромен, в России они только в начале пути.

Конкуренты растут

MasterCard еще отстает от Visa. В частности, по итогам 9 месяцев 2005 года оборот по картам Visa в торговых точках составил 58,5 млрд рублей, a MasterCard - только 23,9 млрд. Кроме того, расстановку сил на российском рынке международных платежных систем может изменить American Express. В прошлом году эта компания отдала эксклюзивное право на выпуск своих карт лидеру экспресс-кредитования, одному из наиболее агрессивных игроков рынка - банку «Русский Стандарт».

Потеря мяча

Многие помнят 1998 год, когда гордые обладатели принимаемых по всему миру платежных карт превратились в держателей бесполезных кусочков пластика. Несмотря па шоковое состояние, сохранить клиентов одинаково активно стремились обе лидирующие на российском рынке платежные системы - Visa и Europay (и 2002 году последняя объединилась с MasterCard и взяла ее название). Оправившись от кризиса, уже через несколько месяцев они кинулись делить освободившийся рынок. Перераспределение клиентов проблемных банков закончилось сначала в пользу системы с европейскими корнями - Еurорау: на ее долю приходилась большая часть пластиковых карт крупнейшего эмитента в России - Сбербанка. На 1 мая 2000 года им было выпущено 1,725 м;ш карт. Из них 42%- Europay, лишь 2%-Visa. К началу 2003 года MasterCard начала сдавать позиции, Хавьер Перес, говоря о причинах снижения темпов эмиссии, лишь отмечает: «К сожалению, последствия [кризиса - Прим. «РБК») коснулись и нашей платежной системы». Переломить ситуацию MasterCard удалось полгода назад. Причем в ход был пущен целый ряд инструментов.

Миллион за «Бесценные моменты»

Покупка банного халата и ремонт ванной - все сводится в итоге к желто-красному логотипу MasterCard. Рекламная кампания под названием «Бесценные моменты» (Priceless Moments) во многом обеспечила компании рост эмиссии па российском рынке. По неофициальной информации, она обошлась MasterCard в миллион долларов. «Впервые рекламный бюджет этой платежной системы сравнялся с бюджетом Visa", - добавляет директор управления банковских карт Сбербанка Андрей Соболев, являющийся также председателем Ассоциации российских банков-членок Europay (АРЧЕ). Целью телевизионных роликов и публикаций стала популяризация не только самого бренда, но и продуктов MasterCard. Успех обеспечило и то, что кампания начались на волне интереса к кредитным пластиковым продуктам и поддержала усилия по выходу на новый рынок основных банков-эмитентов MasterCard - «Русского Стандарта», Ситибанка и Финансбанка. «Росту объема операций способствовала и более высокая - в среднем в три раза выше – доходность для банков кредитных карт по сравнению с дебетовыми», - отмечает заместитель председатель правления СДМ-Банка Владимир Луценко. Бешеный рост рынка кредитных карт (в апреле 2005 года лишь 10% выпущенного пластика приходилось на кредитные карты, а в декабре - уже 35%) не позволял оставаться и стороне и Visa, однако ей не удалось вовремя разглядеть наметившееся сокращение разрыва с соперником.

Игра на перспективу

Рассчитывая обойти конкурента, MasterCard заранее побеспокоилась о закреплении позиций. Для этого она постепенно отказывается от услуг банков-агентов, которые занимались эмиссией ее карт через кредитные учреждения, имеющие членство к платежной системе. Но словам главы российского представительства MasterCard Андрея Королева ранее платежная система при работе с бывшими агентами (таких было около 450) не подписывала соглашений и, следовательно, не могла их контролировать. Например, не имела рычагов воздействия на торговые точки, которые размещали на дверях логотип MasterCard, то есть принимали ее карты или мошенничали.
Как отмечает директор департамента продаж розничных банковских продуктов «Абсолют Банка» Эмиль Юсупов, новые условия сотрудничества позволят отслеживать соблюдение международных стандартов. «Продолжение взаимодействия с банками-агентами несло риск дискредитации имиджа торговой марки», - соглашается г-н Соболев, а Зинаида Ястребцева, начальник отдела по взаимодействию с платежными системами и развитию БИНБАНКа. Уточняет: раньше система продаж MasterCard была ориентирована на разминающийся рынок, а теперь компания переходит от количественных показателей к качественным.
Датой завершения действия агентских программ MasterCard станет 1 января 2007 года. До этого времени региональные банки могут иступить в платежную систему на льготных условиях через АРЧЕ - с четырехкратным дисконтом (затраты составят всего 5 тыс евро). И хотя о твоем желании получить членство, по данным АРЧЕ, заявило около 100 банков, в MasterCard не спешат делать выводы. «Итоги можно будет подводить лишь осенью. Сейчас 17 банкой получили лицензии как аффилированные члены, семь из них уже приступили к работе с картами. В течение ближайших трех лет мы рассчитываем на вхождение в систему еще 250 банков», - добавляет г-н Соболев, Visa, как заметил глава представительства компании в России, вице-президент региона Visa CEMEA Оливер Хьюз, давно отказалась от работы с банками, не имеющими членства. «На наш взгляд, MasterCard немного запоздала. Мы пошли по пути повышения прозрачности четырьмя годами раньше и довольны результатом. На тот момент около 300 банков работали нелегально, большая часть из них них выбрала членство в нашей системе, а объем потерянного бизнеса в свази с отказом некоторых вступать в Visa был очень незначительным», - поясняет он.

Удобства для маленьких

Пока, по словам представителей банковского сообщества, удобство обслуживания системой MasterCard зачастую ощущаю лишь крупные игроки. «Мы являемся одновременно аффилированными членами MasterCard и ассоциированными - Visa. Для нас различия налицо: Visa нам выделила своего куратора, с которым мы взаимодействуем напрямую, а с MasterCard приходится работать через третьи руки,
  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость