Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Пресс-релизы

16.11.2007

Журнал "Имеешь право" №43 от 20 ноября 2006 г.

Наличие на двери магазина логотипа Visa или MasterCard - гарантия того, что для покупки наличные там необязательны. Это в теории. Но иногда карту у вас могут и не принять, хотя она в порядке, и даже паспорт имеется. В каких случаях можно требовать от кассира принять карту, а когда лучше выбрать другой магазин, разбирался корреспондент "ИП" Алексей Сенченко
_ПАРУ НЕДЕЛЬ НАЗАД корреспондент ИП зашел в магазин "Красный куб" на Дмитровском шоссе, чтобы купить подарок. Выбрав настольную лампу за 2 тыс. руб., он решил расплатиться картой. Однако кассир магазина отказалась принять ее к оплате: "Мы не принимаем карты, выпущенные вашим банком", - безапелляционно заявила она. Пришлось расплачиваться наличными.
Позже на горячей линии "Красного куба" сообщили, что это была ошибка кассира, а не правила компании. Тем не менее карту нередко не принимают, хотя вроде бы должны. Причин, по которым у вас отказываются принять к оплате карту, может быть несколько. Чаще это банальный сбой техники - с этим ничего не поделаешь.
Однако в возникновении ситуаций вроде той, в которую попал корреспондент, чаще повинно другое: магазин под вымышленными предлогами отказывается принимать карты с единственной целью - сэкономить.
Невыгодная операция
За каждую операцию по карте, которая совершается в магазине, банк-эквайер (банк, с которым магазин заключил договор об обслуживании платежей) берет комиссию - как правило, около 2%. Причем не с покупателя, а с магазина. Если сумма покупки составила, скажем, 5 тыс. руб. и клиент расплатился картой, то из этих денег магазин недосчитается 100 руб. Торговое предприятие не имеет права компенсировать потери повышением стоимости покупок для "карточных" клиентов. "Поэтому начальство хоть и не приказывает, но рекомендует продавцам под разными предлогами отказывать в приеме карт при оплате крупной покупки, - рассказал ИП продавец одного из магазинов, торгующих бытовой техникой.- Если клиент настаивает на безналичной оплате, стоять на своем до конца кассир не будет, но всячески постарается избежать оплаты по карте, если угадает, что покупатель при наличных или ему не лень дойти до банкомата". Такая политика принята не во всех торговых точках: с ней можно лишиться не только клиентов, которые не признают наличных денег, но и вообще возможности работать с картами - банк-эквайер накажет.
"Если в торговом предприятии вы увидите логотип MasterCard, это значит, что оно обязано принимать к оплате любые карты нашей платежной системы, - сообщили ИП в пресс-службе представительства MasterCard.- Оправданием отказа могут быть только технические неполадки в работе электронного терминала. Если продавец отказывается принимать карту без видимых причин, это нарушение, пожаловаться на которое владелец карты может в своем банке".
Трудное решение
Проблема в том, что жаловаться банку на магазин, который не имеет к нему никакого отношения, неэффективно. "У нас нет механизма воздействия на торговые предприятия, которые обслуживаются в других банках, - сообщил заместитель председателя правления СДМ-Банка Владимир Луценко.- Мы можем лишь порекомендовать клиентам более настойчиво требовать от магазина выполнения своих обязательств". Если ваш банк не смог договориться с торговой точкой, то MasterCard советует сообщать о подобных случаях непосредственно в платежную систему: "Наши сотрудники реагируют на все обращения и принимают меры по каждому из них". Правда, горячей линии, куда бы можно было пожаловаться на "дискриминацию", у MasterCard, как и у Visa, нет. Единственно доступный способ общения - это электронная почта, адреса можно найти на сайтах платежных систем. Иногда в банк-эквайер лучше обращаться напрямую - информация о том, каким банком обслуживается ваш магазин, как правило, размещается на видном месте. "Решение подобных вопросов находится в компетенции платежной системы или банка, обслуживающего данную торговую точку, - говорит директор по развитию продуктов Альфа-банка Дмитрий Ищенко.- Поэтому если у наших клиентов возникают подобные жалобы, мы выставляем претензии платежной системе, у которой есть возможности повлиять на магазин и банк-эквайер. Санкции - вплоть до занесения торговца в "черный список" предприятий, с которыми платежная система не рекомендует работать своим банкам". С Дмитрием Ищенко согласен и Владимир Луценко из СДМ-Банка: "Если подобные проблемы будут носить регулярный характер, то, по условиям договора, мы имеем право прекратить отношения с таким торговым предприятием. Хотя подобных случаев систематического отказа в приеме карт к оплате на моей практике не было". В спорной ситуации банкиры советуют напомнить кассиру о том, что отказ в приеме карты может иметь неприятные последствия. Правда, подобные угрозы помогут далеко не всегда. Например, если магазин заключил договор на "эксклюзивное" обслуживание владельцев карт одного банка. Прецедент создал "Ашан".
Карточная сегрегация
Существуют и определенные ограничения в использовании разных видов карт. Скажем, картой Visa Electron можно расплачиваться только в тех магазинах, где есть электронный терминал. То есть, скажем, у обладателя Visa Classic на борту самолета кредитку "прокатают", а владельца Electron обслуживать не станут. Но подобные запреты описаны в договоре о выпуске карты. То есть ее владелец о них знает, если, конечно, читал договор. Другое дело, когда в магазине стоящий перед вами покупатель расплачивается в кассе картой Visa, а вот вашу Visa кассир неожиданно отказывается принять. Такое можно наблюдать в сети гипер-маркетов "Ашан". Здесь наконец-то начали принимать к оплате пластиковые карты. Однако воспользоваться этой возможностью не могут даже владельцы "золотого" и "платинового" пластика - принимается только кобрэндовая кредитная или дебетовая карта "Ашан Visa Classic", выпущенная Финансбанком. Клиентам других банков придется или получать такую карту, или по-прежнему носить с собой наличные. Владелец карты "Аша-на" при этом может расплачиваться ей везде, где принимают Visa. Подобная "дискриминация", как выяснилось, законна: в Федеральной антимонопольной службе сочли, что предприятие розничной торговли может заключать с банками такие договоры. В пресс-службе платежной системы Visa International ИП подтвердили, что двусторонний договор между Финансбанком и торговой сетью "Ашан" предусматривает прием в ги-пермаркетах только тех карт Visa, которые были выпущены Финансбанком: "Тем не менее платежная система Visa International рассматривает этот проект как первый шаг для приема , Ашаном" всех карт Visa". В пресс-службе основного конкурента Visa - системы MasterCard - ИП сообщили, что запускать подобные проекты MasterCard не планирует: "На дверях магазина может и не быть наклейки с нашим логотипом. Однако если там принимается к оплате хотя бы один тип наших карт, значит, должны приниматься и все остальные, которыми технически возможно расплатиться в этом магазине". С ней согласна и Мария Зенина, начальник управления развития бизнеса и поддержки продаж департамента пластиковых карт ВТБ 24: "Предприятие торговли и сервиса, принимающее в оплату карты международных платежных систем, не должно делать различий между картами разных банков-эмитентов". Другое дело - если банки хотят, чтобы их продукты запомнились потребителю не ограничениями, а дополнительными услугами и бонусами. Практически у каждого банка, который выпускает платежные карты, есть свои программы скидок и бонусов. Например, за каждый доллар или 30 руб., потраченных по картам Visa, выпущенным Сбербанком совместно с "Аэрофлотом", владелец карты получает одну "бонусную милю". Она прибавляется к милям, которые владелец карты "налетал" рейсами "Аэрофлота" (одна миля расстояния между пунктами вылета и прилета равна одной бонусной миле). Набранный бонус можно потратить, например, на авиабилеты: эконом-класс до Лондона обойдется в 20 тыс. бонусных миль. Клиенты СДМ-Банка могут получить карту Visa, которую банк выпускает совместно с компанией "Автокард", - ее держатель получает скидку в 50 копеек за литр топлива при заправ

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость