Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Пресс-релизы

16.11.2007

Газета "КОММЕРСАНТЪ" №228 от 6 декабря 2006 г.

Платежные терминалы теснят банки.

Для одних платежний терминал - выгодный бизнес, для других - удобный способ оплаты
 
технологии
Рынок платежных терминалов – один из самых динамично развивающихся рынков России. Отсутствие госконтроля и дешевизна установки позволили небольшим компаниям конкурировать с банками на рынке банковского ритейла. При этом новые игроки имеют явные преимущества, поскольку банковские технологии гораздо дороже небанковских. Насколько безопасны для клиентов и выгодны для владельцев платежные терминалы, разбирался корреспондент "Ъ-Банка" СЕРГЕЙ АРТЕМОВ.
Аппарат для сбора денег Установка платежного терминала не подлежит лицензированию и госконтролю. Любой желающий может купить автомат самообслуживания и, подключив его к интернету (через выделенный канал или мобильный телефон по технологии GPRS) и ЭПС (электронная платежная система), начать прием денег с населения. То есть фактически осуществлять банковские услуги. Родоначальник нового бизнеса – компания "Элекснет", которая установила первый в России терминал в марте 2002 года. Более 90% объема трансакций посредством терминалов сейчас приходится на оплату мобильной связи. Остальное – плата за пользование интернетом и IP-телефонией, коммерческим ТВ, за междугородные телефонные переговоры, а также погашение потребкредитов, квартплата и коммунальные платежи. С одной стороны, платежные терминалы принесли очевидную пользу физическим лицам и сократили очереди в пунктах приема платежей. С другой стороны, они дали право сотням частных предпринимателей и мелких компаний, не имеющих банковской лицензии, конкурировать с банками на розничном рынке. При этом имея явные преимущества перед кредитными организациями, поскольку банковские технологии в несколько раз дороже небанковских. Как считает Андрей Горячкин, гендиректор Информационно-процессингового центра, владеющего сетью Х-Plat, прием платежей через терминалы самообслуживания сейчас популярный и модный бизнес, в том числе и потому, что "терминалы доступны, удобны для клиентов, приносят неплохой доход и пока никем не контролируются". "Прелесть этого бизнеса,– отметил на условиях анонимности один из фигурантов рынка,– заключается в том, что сегодня никто из госорганов не имеет права узнать, сколько торговых точек, где они расположены, какую прибыль дают – рынок, по сути, беспризорный". Рынок приема платежей растет чрезвычайно быстро. Например, "Элекснет" только в первом полугодии увеличил оборот до $223 млн, что на 50% выше аналогичного периода 2005 года, а количество терминалов – на 76%. По оценке профучастников рынка, средний платеж за трансакцию составляет в столице от 70 до 100 рублей, в регионе – 50. В Москве есть расположенные в оживленных местах точки со скоростью 60 трансакций в минуту. Но маленьким игрокам на них путь заказан. Выбор точки приема считается удачным, если за день оборот одного терминала составляет 60 тыс. рублей (1,8 млн рублей в месяц). Доходы владельца терминала состоят из внешней комиссии плательщиков (от 3-5% платежа, средняя комиссия на рынке – 3,98%, или семь-десять рублей за каждый платеж) и внешней комиссии от оператора услуг мобильной связи – 1,7-2%, из которых от 0,5-0,6% возвращается процессинговой системе. Еще год назад чистая прибыль от одного автомата в столице составляла в среднем 15-60 тыс. рублей за месяц – сейчас из-за насыщения рынка маржа неуклонно падает. Владимир Луценко, заместитель председателя правления СДМ-банка, отмечает: "Мы сделали ставку на регионы – там ниже затраты на аренду, на персонал, проще логистика". Однако только российскими регионами амбиции лидеров рынка не ограничиваются. "Элекснет", "Мульти-касса" работают в Казахстане, Х-Plat и I-box – на Украине, а ОСМП перешагнула границу бывшего СССР и организует места приема платежей в Черногории, Турции и Египте. Крупные сети, такие как ОСМП и "Элекснет", являются компаниями полного цикла. Правда, стиль ведения бизнеса и приоритеты лидеров российского финансового вендинга существенно различаются. Если ОСМП, сделавшая ставку на процессинг и имеющая 300 своих автоматов, на весьма демократичных условиях развивает сети через дилеров, то возглавляемая банкирами "Элекснет" ведет бизнес крайне консервативно: все платежи идут через НКО "Московский клиринговый центр", имеющий банковскую лицензию. "Элекснет" – единственная сеть, открывшая финансовую отчетность. Прозрачность ведения бизнеса "Элекснет", взявшей курс на IPO, оценили за рубежом. Фонды Mint Capital (Швеция) и Benchmark Capital (США) за полтора года инвестировали в акционерный капитал компании $12 млн. "Мы видим большой потенциал развития системы электронных платежей в России",– заявил партнер Benchmark Capital Europe Иохан Бреннер. Перевод в никуда Как отметили в столичном управлении Роспотребнадзора, жалоб на работу терминалов поступает мало, обычно жалуются на потерю платежей. Это происходит из-за ошибок плательщиков, которые указывают не те реквизиты, или из-за сбоя внешней платежной системы. Как считает Андрей Горячкин, возможность безвозвратно потерять деньги при платеже через терминал невелика – достаточной гарантией служит договор с ЭПС на прием платежей и открытие депозита, в пределах которого будут проводиться платежи, принятые через терминал. Мошенники пытаются сбывать через терминалы поддельные купюры (о фальшивых деньгах читайте на стр. 32), однако это скорее риск для владельцев терминалов. "Серьезные игроки не экономят на высоконадежных купюроприемниках, поэтому попытки заплатить поддельными или ветхими банкнотами заканчиваются неудачей",– отмечает господин Луценко. Можно предположить, что мошенники установят автомат, который только собирает деньги, но не подключен к платежным системам, а только имитирует платеж. Технически это несложно – напомним, что установку терминалов фактически никто не контролирует. Но такой вид мошенничества пока не встречался по одной причине: устанавливать лжетерминал надо все же в охраняемом месте (чтобы выручку не забрали конкуренты – уличные грабители), а владельцы помещений вряд ли дадут место сомнительной сети, ведь потом следователь с вопросами придет к ним. И с точки зрения экономики такое мошенничество не выглядит привлекательным. Установленный на новом месте терминал собирает в Москве 70 тыс. рублей примерно за три дня, а в провинции – за пять дней. Стоит же терминал от 38 тыс. рублей. Кроме того, лжетерминал надо перевозить на новое место как минимум раз в три дня. По мнению Леонида Сергеева, совладельца сети "Мгновенно", "теоретически гастролеры могут установить левый платежный терминал, но за неделю неплатежей автомат просто разнесут, ведь люди привыкли к тому, что трансакции осуществляются быстро". Наибольшую опасность для плательщиков представляет деятельность небольших игроков – чаще всего арендаторов терминалов, которые сами не заключают агентские договоры с процессингом. Такие случаи не редкость. Например, не так давно одна знакомая отправила 500 рублей через терминал, находящийся в магазине по адресу Ленинский проспект, 154. При наборе реквизита она ошиблась и перевела деньги на другой адрес. Поскольку трансакции безотзывные, плательщица попыталась связаться с владельцем терминала по указанным на квитанции номерам телефонов. Однако дозвониться до предпринимателя за две недели так и не удалось, и девушка прекратила попытки. Представители магазина–арендодателя терминала и ЭПС Е-port, осуществлявшая процессинг, дистанцировались от инцидента – формально виноват был плательщик, указавший неправильные данные. "Прежде чем проводить платеж, убедитесь в принадлежности терминала к известным на рынке платежным системам, потом сделайте пробный платеж в пределах десяти рублей и дождитесь поступления денег. После этого можете пользоваться данным терминалом",– советует господин Горячкин. Общественная приемная Субъектами рынка платежных терминалов являются владельцы терминалов, производители автоматов и организаторы электронных платежных систем, осуществляющие процессинг и техподдержку. В стране около 100 ЭПС, крупнейшие из них – Ciberplat, ОСМП и E-port. Схема по

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость