Поиск
Круглосуточная информационно-сервисная служба
+7 495 705 90 90
8 800 200 02 23
Онлайн-банкинг
Онлайн-банкинг
||| Банковская газета ||| Пресс-релизы ||| Публикации
 
Распечатать страницу

Пресс-релизы

16.11.2007

Газета "ИЗВЕСТИЯ" №231 от 13 декабря 2006 г.

Работа кредитных бюро пока ничего не изменила на рынке потребительского кредитования.

Нам обещали, что, после того как в стране заработают кредитные бюро, кредиты будут выдаваться быстрее и снизится стоимость займов. Уже около года банкиры активно обмениваются информацией с кредитными бюро. Однако ничего на рынке потребительского кредитования кардинально не изменилось. "Просто прошло слишком мало времени - мы еще в начале пути", - говорят банкиры. И просят подождать дешевых и "быстрых" займов еще год-полтора.

На самом деле кредитным бюро уже есть чем похвастаться. К началу декабря они все вместе накопили более 12,5 млн кредитных историй граждан. При этом более 95% кредитных историй сейчас сосредоточено в четырех кредитных бюро. В лидерах рынка — Global Payments Credit Services ("карманное" бюро Хоум Кредит Финанс Банка), Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), созданное под эгидой Ассоциации российских банков, БКИ "Инфокредит" (учрежденное Сбербанком) и БКИ "Экспириан-Интерфакс". Например, в базе НБКИ уже около 5 млн кредитных историй. В "Экспириан-Интерфаксе" — свыше 1,7 млн записей. В Global Payments собрано более 4,8 млн кредитных историй.

Весь этот массив информации не лежит мертвым грузом. Так, "Экспириан-Интерфакс" в начале ноября отрапортовало об обработке полумиллиона запросов кредитных историй. По информации Центробанка, количество запросов постоянно растет и с начала октября составляет более 250 в сутки. Что, по мнению ЦБ, свидетельствует о росте случаев практического применения сведений, содержащихся в кредитных историях.

И в банках подтверждают, что сейчас проверяют в бюро каждого заемщика. "На этапе внедрения процедуры запроса в кредитные бюро мы считаем возможным делать запросы по каждой кредитной заявке, в результате чего в дальнейшем можно будет сделать выводы об эффективности данного взаимодействия", — объясняет замдиректора департамента анализа рисков ВТБ 24 Ирина Кремлева. Другое дело, что положительный ответ крайне редок. По словам банкиров, накопленная всеми бюро база всего лишь песчинка в море, и процент удовлетворенных заявок пока очень низок. Так что сейчас банки продолжают выдавать кредиты, опираясь в основном на собственные технологии оценки кредитоспособности, а не на данные кредитных бюро, что сохраняет высокие риски в потребительском кредитовании, а значит, и высокие ставки.

Дело еще и в многочисленности бюро. Многие банки в этом году заключили договоры об обмене информацией только с одним бюро, максимум — с двумя, что соответственно в несколько раз снижает доступную базу по заемщикам. "Большое количество зарегистрированных в настоящее время кредитных бюро отрицательно влияет на эффективность продвижения данного продукта на рынке, — полагает ведущий специалист департамента экономической безопасности НОМОС-Банка Алексей Ветров. — В данный момент мы сотрудничаем с Национальным бюро кредитных историй, в планах заключить договор еще с рядом бюро, являющихся лидерами в данной области". На сегодняшний день, когда рынок кредитных бюро только формируется, ВТБ 24 посчитал целесообразным заключить соглашения с двумя бюро — НБКИ и Global Payments, рассказывают в банке. Выбор КБ на сегодняшний день зависит от качества предоставляемой им информации, объема имеющихся данных, а также возможности формирования кредитных отчетов в разных форматах и, конечно, стоимости оказываемых услуг, объясняет Ирина Кремлева из ВТБ 24. "Было бы хорошо, если бы бюро кредитных историй могли обмениваться информацией друг с другом по запросу банков, — говорит начальник управления розничного бизнеса банка "Северный морской путь" (СМП) Эрнст Мальцев. — Тогда достаточно было бы обратиться в одно бюро и получить отчет, если эта информация имеется хотя бы в одном из кредитных бюро или в нескольких бюро". Однако, по признанию представителей БКИ, сейчас банкирам не стоит ожидать заключения агентских соглашений, по крайней мере между основными игроками рынка. По их словам, такое партнерское сотрудничество может быть заключено между крупнейшими и региональными бюро, и не более того.

"Кредитные бюро в России появились совсем недавно, и, безусловно, не стоит ожидать их эффективной работы ранее чем через пару лет, — считает начальник управления кредитования СДМ-банка Сергей Козлов. — Проблем несколько: с одной стороны, это и качество самой услуги — информация, предоставляемая кредитным бюро, пока далеко не полная. С другой стороны, хромает и качество взаимодействия между кредитными организациями и кредитными бюро. При запросах информации банки сталкиваются с множеством бюрократических проволочек. При этом быстрота реакции самих кредитных бюро пока явно недостаточна". По словам Станислава Гундара, начальника кредитного управления Банка проектного финансирования, в течение этого года в основном происходил процесс организации работы кредитных бюро, определялись основные пути взаимодействия с банками и т.д. "Но работа с бюро кредитных историй оказалась полезной — ведь не только сами факты наличия и добросовестности погашения задолженности у потенциального заемщика важны сами по себе, но и размер этой задолженности — для адекватной оценки кредитоспособности, — признает Эрнст Мальцев из СМП. — Кроме того, согласие заемщика на предоставление информации о нем в бюро кредитных историй, по нашему мнению, оказывает определенное дисциплинирующее воздействие на заемщиков".

Действительно, заемщики во многом сами виноваты в сложившейся ситуации. Своими отказами на передачу информации в бюро они мешают наполнять базу, что также снижает эффективность работы системы. "Согласие на передачу данных в кредитные бюро дает незначительный процент заемщиков, — признается Станислав Гундар из БПФ. — Основная причина отказа — неуверенность в сохранении конфиденциальности переданной информации. Основанием для подобных опасений явились продажи баз данных некоторых бюро кредитных историй, которые произошли в 2006 году". Ранее нас пугали, что при отказе заемщиков на передачу информации они не будут получать кредитов. Сейчас уже можно сказать, что большинство банков не отвечают отказом на отказ. "Отказ клиента в передаче информации в БКИ не является основанием для отказа в выдаче кредита, так как решение о выдаче кредита принимается на основе совокупного анализа документов, предоставленных заемщиком", — объясняет Алексей Ветров из НОМОС-Банка.

Банкиры действуют по-другому — они поощряют заемщиков с подтвержденной положительной кредитной историей сниженными процентными ставками и другими преференциями. "Положительная кредитная история — это дополнительный фактор в пользу заемщика при рассмотрении вопроса о предоставлении кредита, — говорят в БПФ. — Положительная кредитная история свидетельствует о высокой деловой репутации заемщика, низких рисках невозврата, и, соответственно, может привести к снижению процентной ставки по кредиту". А, к примеру, в СМП заемщики, взявшие и добросовестно погасившие кредиты, получают серьезные скидки по комиссии за открытие и ведение ссудного счета — вплоть до 100%.

Банкиры не думают, что и в следующем году работа кредитных бюро сможет что-либо кардинальным образом изменить в потребительском кредитовании. Однако они не отрицают, что по мере роста баз данных бюро их кредитные риски будут снижаться, что позволило бы говорить о снижении процентных ставок или более привлекательных условиях кредитования. По крайней мере для добросовестных заемщиков.

  предыдущая новость       к списку новостей     следующая новость